Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком возрасте идти в первый класс: опыт мам и мнение психолога

В каком возрасте идти в первый класс: опыт мам и мнение психолога

Согласно закону об образовании в первый класс зачисляются дети в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Если вдуматься, это довольно большой промежуток времени, особенно в масштабе детства.

Екатерина Долженко

Екатерина Долженко

Если на 1 сентября ребенку исполняется семь лет, то проблем никаких нет, он просто идет в школу. А вот если малыш родился весной, то для многих родителей выбор этот — отдать его в шесть или в семь с половиной лет — становится непростым. Как понять, в каком возрасте отдавать ребенка в школу и готов ли он к этому?

С одной стороны, ответ лежит на поверхности: надо действовать в интересах ребенка, быть внимательными к нему, не следовать вслепую стереотипам. С другой — факторов, определяющих зрелость первоклассника, довольно много: ребенок должен быть готов стать первоклассником интеллектуально, эмоционально, физически, психологически. И, как выясняется, крайне важно не пропустить момент этой готовности!

Как понять готов ли ребенок стать первоклассником

Первым и очень важным критерием, который нужно принять во внимание перед какими-либо действиями — это физиологическое развитие ребенка. Часто бывает так, что ребенок довольно неплохо развит в интеллектуальном плане, но недостаточно развит в плане физиологическом.

Не до конца сформированный скелет и мышцы могут пострадать от постоянного сидения на уроках. А это в свою очередь может привести к хроническим болезням и, как следствие частым пропускам занятий по причине больничных.

Второй по очереди, но не по важности критерий — это баланс физической и интеллектуальной выносливости. Часто бывает так, что один из этих моментов отстает и даже ребенок с высоким интеллектуальным развитием не может долго концентрироваться на одном процессе, так как у него еще не развита воля и усидчивость.

Также важно, как и предыдущие критерии — интеллектуальное развитие. Память, мышление, внимание, все это выходит на первый план, перед умением читать и писать.

Чтобы более точно понять пора ли отдавать ребенка в первый класс, спросите его самого. Если малыш действительно готов, он скажет вам об этом.

Когда лучше отдавать ребёнка в школу — 6,5 или 7,5 лет?

Когда лучше отдавать ребёнка в школу — 6,5 или 7,5 лет?

В этом действительно непростом выборе главное — не укладывать вашего ребёнка в прокрустово ложе единых стандартов и ложных представлений об универсальном идеале. Нет никакого идеального возраста для первого класса, есть именно этот ребёнок и его особенности и потребности. Кому-то на седьмом году жизни будет уже скучно в детском саду или дома, а кто-то и в полные семь лет ещё не готов к школьной нагрузке.

Своего старшего сына я отдала в школу в семь с половиной лет просто потому, что видела: для него будет гораздо лучше ещё один год погонять на велике вокруг дома, ему важнее побыть поближе к семье и немного подрасти, чем вливаться прямо сейчас в коллектив и взваливать на себя довольно большую нагрузку. В итоге школа никогда не была для него простым и желанным местом, сейчас он ушёл после девятого класса в музыкальный колледж и совершенно счастлив, а я вижу, что была права, дав ему дополнительный год свободы в уязвимом возрасте, он нешкольный ребёнок (слишком свободолюбивый и творческий для всеобуча), и в шесть лет школа его бы банально раздавила. Возможно, младший сын, с его явными уже в почти четыре года лидерскими замашками и сверхэкстравертностью, встроится в школу гораздо лучше, скоро увидим.

Для того, чтобы выделить критерии оценки готовности ребёнка к школе, я пообщалась с нейропсихологом, семейным психотерапевтом, специалистом по теории привязанности и лидером Лиги современных родителей.

Наталия Романова-Африкантова, детский нейропсихолог, магистр когнитивных исследований:

«Вопреки распространенному среди родителей мнению, критерием готовности к школе не является умение читать или писать.

Для успешного обучения в начальной школе ребенок должен быть готов к организации собственной деятельности. Это значит, что у него нет трудностей с удержанием внимания (не только на том, что ему интересно) и он способен:

  • запомнить задание,
  • не забыть его в процессе выполнения,
  • не отвлекаясь его выполнить,
  • самостоятельно оценить совпадает ли результат с тем, что было задано,
  • заметить расхождения и внести корректировку.

Именно способность к подобной организации своей деятельности в первую очередь должна быть критерием готовности ребенка идти в школу, потому что это означает, что соответствующий блок мозга, отвечающий за планирование действий и самоконтроль, созрел.

Вторым критерием является зрелость зрительно-пространственного восприятия: у ребенка четко сформированы понятия право/лево и верх/низ, он способен написать графический диктант практически любой сложности, не «зеркалит» при копировании картинок или букв».

Важный критерий — желание ребенка

Прежде всего, ребёнок должен хотеть пойти в школу. Во многом это зависит от родителей, от их способности школу «сосватать» ребёнку, «продать» ему идею учиться чему-то вместе с другими детьми. И хотеть этого он должен не потому, что мы пообещали за это купить ему что-то или отвести его куда-то, мотивация должна быть именно к обучению. При этом нужно создать у него реалистичную картинку того, на что он подписывается, иначе не избежать быстрого разочарования.

Читать еще:  Капли в нос от заложенности носа при аллергии

Кроме желания самого ребёнка, вам стоит оценить его физическую, психологическую и социально-коммуникативную зрелость: хорошо ли малыш видит и слышит, способен ли он спокойно посидеть хотя бы час, сосредоточившись на чём-то одном; хорошо ли он себя чувствует в обществе других людей; легко ли он переходит к решению новой задачи; сформирован ли у него образ себя как кого-то, способного преодолевать сложности?

Светлана Панина, психотерапевт, многодетная мама:

«Имеет значение, сколько длится максимальный "рабочий день" для детей, какой длительности перемены, сколько раз кормят детей (для шестилетки нужно двухразовое питание в школе — второй завтрак и обед или укороченный школьный день, укороченные уроки). Самый "подготовленный" к школе ребенок может "сломаться" если условия не подходят. И самый неподготовленный может нормально учиться, если к его незрелости будут относиться с пониманием и давать больше помощи и ресурса.

Общая рекомендация для родителей, которые сомневаются в 6 или 7 отдавать ребенка: если считаете, что ваш ребенок созрел в 6 и категорически отказывается продолжать ходить в детский сад — отдавайте, но будьте готовы в любой момент забрать. Симптомы — частые болезни, головные боли, боли в животе, ухудшение сна, памяти, настроения на срок больше 3 недель. В этих случаях лучше забрать ребенка и попробовать еще раз на будущий год. Если ребенок за месяц хорошо адаптировался в школе, бодр, румян, весел, болеет не чаще 1-2 раз за четверть и не дольше 3-4 дней, можно считать, что ребенок был «готов к школе». Некоторые дети в этом отношении не готовы ни в 7, ни в 8.

Готовность в первую очередь физиологическая: у ребенка есть физическая возможность посещать общеобразовательную школу, нет проблем с посещением туалета, приемом пищи, всё ок с координацией движений, развитие по возрасту (если речь об обычном ребенке без особенностей по здоровью).

Дальше — зрелость психологическая. Должно быть сформировано умение самостоятельно оставаться без мамы и папы в общественном месте (опыт садика, дошкольных групп, кружков, или подготовительных летних школьных групп, если ребенок никогда не оставался без родителей). Умение выполнять инструкции минимум из 2-3 пунктов, следовать озвученным простым правилам, умение останавливаться от нежелательных действий по просьбе взрослого, предпочтительное следование авторитету взрослого, а не сверстника. Развитие речи по возрасту, умение обобщать предметы, считать от одного до десяти и в обратном порядке, знание времен года (не обязательно в правильной последовательности), понимание категорий времени (вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее).

Желание ребенка узнать, что такое школа, гордость за себя «я — школьник, это здорово, это круто», приятные переживания, связанные со школьными атрибутами (пусть ребенок сам себе выбирает ручки, карандаши, тетрадки-альбомы, фломастеры, пластилин и все прочее перед школой). Несомненным плюсом является желание узнавать новое с родителями, совместные чтения родителей и ребенка сказок (интерес ребенка к этим чтениям), энциклопедий, вопросы ребенка родителям по поводу всего на свете.

В любом случае, насколько бы готовым не оказался ребёнок к школе, она будет для него большим стрессом. Слишком много новых переменных, полностью незнакомый коллектив, отсутствие возможности свободной игры, к которой он привык вне школьной жизни. Успешность адаптации будет прежде всего зависеть от того, захочет ли ребёнок привязаться к новому «главному взрослому» — к учителю начальных классов.

Валентина Ячичурова, психолог, ведущая курсов Института Ньюфелда, специалист по теории привязанности:

«Отношения между учителем и ребенком – самый недооцененный фактор обучаемости. И самое важное тут – субъективное ощущение ребенка себя принятым, приглашенным, дорогим. Нам нужно убедиться, что дети привязаны к своему учителю, что чувствуют себя с ним, как дома. Возраст ребенка имеет меньшее значение, чем та обстановка, которую учитель создает в классе.

Если этого нет, то чем позже – тем лучше. Через отношения, следуя за своим учителем, ребенок сможет получать выгоды от любой программы, от любых учебников и способа преподавания. Обучаемость в начальной школе – результат привязанности».

Самое главное, что нужно помнить, выбирая, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу: вы ни с кем не соревнуетесь под девизом «быстрее, выше, сильнее!», старт влияет на всю дальнейшую школьную «карьеру» ребенка и важно, чтобы он был максимально комфортным. Миф о пользе «раннего развития» уже довольно давно опровергнут учеными-нейрофизиологами, нет ни малейшей необходимости успевать за недостижимыми идеалами, куда важнее сохранить в ребёнке желание учиться, которое никогда не приходит через «не могу».

Нина Добрынченко-Матусевич, многодетная мама, лидер Лиги современных родителей, автор телеграм-канала «Рабочая мать»:

«Нет никаких общих правил. Кроме, пожалуй, медицинских. Исходя из моего опыта, скажу, что все трое сыновей пошли в школу в разном возрасте, кто-то в 6, а кто в 7,6. И не потому, что один умнее, а другой нет. Просто у каждого своя скорость освоения материала, своя степень наигранности, каждый живет и учится в своём темпе.

Что ещё важно — это готовность семьи к школе. Прежде чем отдавать малыша в первый класс, обсудите и поймите — готовы ли вы делать домашку? Ходить на родительские собрания? Участвовать в родительских чатах? Все это достаточно большая нагрузка на родителей, в том числе и психологическая. Если вам кажется, что школа — это красивый портфель и бантики, вы ошибаетесь. Сегодня это большой труд, который ложится на плечи семьи. И важно, чтобы вы понимали, кто вам в этой работе может помочь и сколько времени, денег и сил на это тратить».

Читать еще:  Аллергия у ребенка 6 лет чем лечить

Самое главное — его благополучие и ваши с ним отношения, а вовсе не оценки и похвалы на родительских собраниях. Гении и вундеркинды — редкость, высокий интеллект — порой непосильная ноша для психики, пусть ребёнок будет просто счастлив и получает удовольствие от учёбы. Быть обычным человеком — совершенно нормально, главное, чтобы была радость жизни.

Нейропсихолог всегда поможет

Если хочется, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, можно ходить с ним на различные развивающие курсы. Они отлично сочетаются с посещением детского сада, дают нужные знания, но не предъявляют к детям высоких требований.

Если ребенок поступит в школу рано, он может начать отставать от сверстников. Такой старт влияет на дальнейшую учебу. Школьник решит, что он просто не самый способный, чем будет оправдывать лень. Процесс учебы должен быть связан с приятными эмоциями, чувством радости от нового этапа в жизни. Тогда школа не будет восприниматься негативно, а процесс учебы станет легким.

Если родителям все-таки сложно самостоятельно определить с вопросом, готов ли ребенок к школе, то стоит обратиться к нейропсихологу.

Уровень развития

Даже к семи годам не каждый ребёнок интеллектуально и психологически готов к школе. Дети идут в первый класс с разным уровнем развития. И не нужно считать, что отставание в этом плане – какая-то патология. Каждый ребёнок развивается по-разному. При этом то, что он, например, с лёгкостью читает книги и знает таблицу умножения, — не главный показатель того, что он готов к школе.

Основной критерий, на который следует обращать внимание, — умение ребёнка сосредотачиваться, усваивать материал. Шестилетние дети, как показывает практика, могут, не отвлекаясь, слушать объяснения учителя лишь короткое время – не более 15 минут. Потом ребёнку необходима психологическая пауза, разрядка. Однако уроки в школе идут 45 минут. А в шестилетнем возрасте быть сосредоточенным такое время ещё трудно. Вот и получается, что если отдавать ребёнка в школу слишком рано, он может там с первого класса приобрести репутацию непослушного, недисциплинированного ученика. В результате уже в этом возрасте он начнёт терять интерес к учёбе.

Однако бывает, когда ребёнок уже хорошо читает, считает, умеет общаться со сверстниками и сам просит, чтобы его отдали в школу, тогда даже пятилетний возраст не будет препятствием для начала обучения. В любом случае рекомендуется посоветоваться с психологом. Если он решит, что возраст в данном случае – не помеха, можно отдавать такого развитого ребёнка в школу. Пусть дети идут в школу, когда сильно этого захотят.

Когда отдавать ребенка в школу. Плюсы и минусы раннего обучения

Фото: Liter.kz

Многие родители сегодня стоят перед трудным выбором — отправить ребенка в первый класс или оставить его еще на один год в детском саду. Кто-то считает, что, если ребенку шесть лет, то ему пора в школу, кто-то убежден, что физический возраст — это не показатель. Как понять, готов ли ваш ребенок к школе, читайте в материале Liter.kz.

ЧИТАЙТЕТАКЖЕ

Казахстан увеличит количество рейсов в ОАЭ

Сакские курганы в Алматы превратили в свалку

Педагог центра Skillmix Лидия Крист считает неправильным брать за основу только умение ребенком читать, писать и считать. Главноепсихологическая готовность. Основным ее критерием является умение им соблюдать определенные инструкции.

«Если вы просите малыша сделать что-то, а он не слышит просьбу или слышит только ее часть, то, значит, он пока не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы от него хотите, но не собирается выполнять задание, то это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться», — говорит эксперт.

Когда отдавать ребенка в школу. Плюсы и минусы раннего обучения

Второй показатель готовности ребенка к посещению школы — это умение выполнять задание в несколько этапов: обдумывание предстоящей деятельности, поиск решение той или иной задачи или преодоление трудности при достижении результата. И если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит, говорит педагог, в школе ему будет очень сложно.

Свидетельством готовности к школе считается также умение самостоятельно найти и исправить ошибку, а также умение ребенка сосредоточиться.

«Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, то ему в первый класс рано. Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив и действовать сообща. Без этих навыков первокласснику придется сложно», — добавила Лидия Крист.

По ее словам, подготовку к школе нужно начинать заранее — за полгода или даже год. Летом лучше дать ребенку отдохнуть перед школой и набраться сил.

«Нужно помнить, что важен не объем знаний ребенка, а качество знаний, важно не учить читать, а развивать речь, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики рук. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, уметь слушать и слышать взрослого человека и выполнять задания по инструкции, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать», — отметила педагог.

В целом, по ее словам, будущий первоклассник должен знать:

  • свою фамилию, а также имя и отчество;
  • дату рождения;
  • названия города и страны, в которой живет, свой домашний адрес;
  • как зовут родителей, где они работают;
  • уметь ориентироваться во времени, то есть знать времена года, их последовательность, время суток;
  • цвета;
  • названия геометрических фигур, их величины (больше — меньше, выше — ниже);
  • иметь пространственные представления (направо, налево, вверх и вниз) и основные обобщающие понятия, то есть то, что относится к этим группам.
Читать еще:  С какого возраста можно давать детям омез

Будущий первоклассник также должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, переодеваться, убирать за собой принадлежности, пользоваться ножницами, вырезать различные фигуры, заниматься самостоятельно делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут.

Важно также, чтобы он умел составлять рассказы по картинке, читать наизусть стихи, считать до 10 и обратно, рисовать, и раскрашивать, сравнивать и исключать лишнее, делать какие-то выводы, понимать и точно выполнять словесные инструкции взрослых.

«Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые происходят и еще произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя будущего первоклассника пугать школой, нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Также нужно будет показать здание школы, провести экскурсию, чтобы он мог погулять по коридорам, посмотреть классы. Ему нужно говорить о школе в положительном ключе, ребенок нуждается в психологической поддержке взрослого, ведь он волнуется в преддверии перемен в своей жизни», — резюмировала Лидия Крист.

С ней солидарна логопед-дефектолог Малика Байлина. Она отметила неблагоприятную тенденцию: в последние годы детей с недоразвитием речи становится все больше. Одной из причиной этого является недостаток общения ребенка со взрослыми, малоподвижный образ жизни и чрезмерное увлечение гаджетами.

«Речь малыша формируется только в процессе непосредственного общения его со взрослым, в совместной деятельности, в эмоционально-положительных ситуациях. Чем больше взаимодействие ребенка и взрослых, которые его окружают, тем лучше ребенок воспринимает языковые особенности родной речи. А сейчас родители очень заняты или тоже сидят в гаджетах и меньше уделяют времени ребенку и, соответственно, имеющиеся у ребенка речевые проблемы остаются без должного внимания», — пояснила она.

Увлечение гаджетами снижает двигательную активность ребенка. Очень важно, чтобы до пяти лет у него сформировалась моторика (умение бегать, прыгать и лазать), также должны быть хорошо развитыми баланс и координация.

«Моторно-речевую сторону важно активно развивать до пяти лет, а не увлекаться в этом возрасте написанием букв. С пяти лет постепенно уже можно готовить его к школе. До пяти лет важно, чтобы он двигался, овладел всеми навыками самообслуживания, достаточно ясно и четко умел говорить», — добавила эксперт.

По ее словам, к школьному возрасту у ребенка должны быть развиты все компоненты речи:

  • правильное произношение всех звуков;
  • хороший словарный запас;
  • правильное построение фраз, владение грамматическими категориями речи;
  • хорошая связанная речь, то есть ребенок должен уметь пересказывать какой-то текст или рассказывать о том, что видел, где был, что делал, и при этом его речь должна быть информативной, связной и последовательной.

«Важнейший компонент речи — умение определять на слух, с какого звука начинается слово, каким оканчивается, сколько звуков в слове», — отметила собеседник издания.

Специалист поспешила успокоить, пояснив, что все дефекты речи поддаются корректировке. Главное — решать все эти трудности до школы, не успокаивая себя тем, что все само собой как-то образуется.

Факторы, которые должны насторожить родителей в отношении речевого развития ребенка:

  • уже в момент рождения и в раннем возрасте — если нет ярко выраженного крика;
  • если ребенок в грудном возрасте плохо сосет — это говорит о том, что язык плохо двигается;
  • в первый год жизни — если нет активного лепета с разными интонациями;
  • если нет «комплекса оживления» при появлении мамы;
  • в полтора года — если нет первых слов;
  • в два года — если нет хотя бы 20 слов;
  • если в три года нет речи у ребенка;
  • если в четыре года у ребенка «каша» во рту, если речь бессвязная, непоследовательная, если звуки четко не произносятся.

«Часто мы слышим претензии к начальной школе, к плохой работе учителей: не научили читать и писать. Но перед учителем, чтобы он смог дать все нужные знания, должен быть ребенок, который готов эти знания усваивать. И это ответственность родителей, чтобы 1-го сентября такой ребенок пришел в школу», — резюмировала Малика Байлина.

24 апреля психолог рассказала, как бороться с гаджетозависимостью у детей.

30 апреля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил, каким будет следующий учебный год для школьников.

Как проверить, готов ли ребёнок к учёбе физически

Попросите ребёнка закинуть руку через макушку. Если он дотягивается до мочки уха с противоположной стороны, то считается, что он биологически созрел. Длина руки показывает, что произошёл полуростовой скачок. Если его нет – это говорит о незрелости мозга, обменных процессов и низких возможностях приспособиться к новым нагрузкам.

И ещё один признак биологической незрелости – скорее всего, ваш ребёнок ещё не готов учиться, если у него до сих пор целы все молочные зубы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector