Girlgames4you.ru

Детский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что нужно знать о заикании детей, и к какому врачу обращаться

Что нужно знать о заикании детей, и к какому врачу обращаться

Фото: с сайта kabar.kg

22 октября во всем мире отмечается Международный день заикающихся людей. Его цель – дать заявить о себе людям, которые испытывают трудности в речи. Но можно ли от этих трудностей избавиться? Поговорили об этом с логопедом высшей квалификационной категории Татьяной Бова.

Познавательная страничка

Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями). И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание — это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Помните! Чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание!

В системе коррекции заикания принимают участие и невролог, и психиатр, и психолог, и логопед, и логоритмист.

Логопедические методики восстановления речи — читать здесь.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия,песочная терапия, арттерапия.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

Симптомы заикания

Основными проявлениями заикания у детей и взрослых:

  • Продление или повторы начальных звуков и слогов в слове
  • Запинки, прерывания в начале слова или слога
  • Несознательные сокращения мышщ лица, конечностей или подергивания головы во время разговора

Заикание может усиливаться при усталости, перевозбуждении или стрессе. Выступления перед аудиторией или разговор по телефону особенно затруднительны для людей, страдающих заиканием. В итоге, если в детстве проблема не решена, заикание у взрослых приводит к пониженной самооценке, сложностям в коммуникациях с людьми, избеганию ситуаций общения, к неудачам в обучении и на работе.

Когда круг разрывается

— А может быть сразу заболевание тяжелой степени?

Уровень медицины в России довольно высок.

Что касается периодов формирования заикания, то здесь нужно учитывать и физиологическое состояние ребенка. Есть такие дети, у которых была задержка формирования речи, и она начинает бурно развиваться. В этом случае могут быть физиологическое запинки, которые часто путают с заиканием, хотя на самом деле это таковым не является. Просто у ребенка речевой аппарат не успевает за мыслями, он не успевает сформировать их в слова, предложения. Такое нередко бывает в периоды активного формирования речи.

Что касается неврозоподобного заикания, то здесь нужно учитывать, что у ребенка есть три физиологических возрастных кризиса: в три года, в 6-7 лет и в 12-13 лет. В эти периоды заикание чаще появляется впервые и может усугубляться при его наличии.

— Неврозоподобные заикания могут остаться на всю жизнь или они точно так же внезапно исчезают?

Аутизм - это комплекс каких-то факторов

— Это всегда зависит от самого человека, если он желает избавиться от этого дефекта, то он это сделает. Для этого нужно научиться правильно дышать, делать артикуляционную гимнастику, говорить на выдохе. Кстати, именно поэтому не заикаются при пении, ведь поют на выдохе. А когда человек говорит, он забывает о дыхании и может говорить как выдохе, так и на вдохе. Под руководством логопеда родители шьют для своего ребенка специальные пояса, чтобы выработать правильное дыхание.

Заикание лечится только благодаря усилиям человека, медикаментозно мы лишь облегчаем состояние. Но если человек не хочет избавиться от этого дефекта, то сколько бы с ним ни работали, он от него не избавится.

— Кстати, часто заикающийся человек начинает нормально говорить не только при пении, но и после того как выпьет некоторое количество алкоголя. Чем это объясняется?

Читать еще:  Болит нога после прививки пневмококк

— Это как раз говорит о том, что у человека невротическая форма заикания. Когда человек принимает алкоголь, он перестает думать о своем страхе заикания, «круг» логофобии разрывается.

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Читать еще:  С какого возраста можно давать ребенку лазолван сироп

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикаться

«Не перегружайте ребёнка!» Почему малыши начинают заикатьсяАнна Бабакина. Фото Анны Бессоновой

Заикание – нарушение плавности речи из-за запинок и спазмов речевой мускулатуры. Назвать это болезнью, пожалуй, нельзя. Но его воздействие на эмоциональное состояние человека может быть очень серьёзным. Многие заики вообще предпочитают молчать, чтобы их не посчитали неуравновешенными или глупыми.

Часто ли встречается заикание?

«Это, наверное, одно из самых загадочных нарушений. Феномен дефекта до сих пор не познан, – говорит логопед высшей квалификационной категории поликлиники № 2 Белгорода Анна Бабакина. – Специфика заикания в том, что оно начинается только в раннем возрасте – от двух до пяти лет, редко когда до семи. Статистика нашего региона не отличается от других. 2 % всех детей сталкивается с такой проблемой».

Если в речи ребёнка возникают запинки, то на это нужно сразу обратить внимание. Тревожность, плаксивость, позднее начало речи, быстрый темп, агрессивность – признаки предрасположенности к заиканию. Даже если оно ушло каким‑то образом при благоприятной обстановке, всё равно может случиться рецидив. И произойти это может в любом возрасте.

«В моей практике таких детей немного, – признаётся Бабакина. – Например, сегодня из 20 человек не было ни одного с заиканием. Весной и летом, когда дети перед детсадом и школой проходят медкомиссию, ко мне может прийти один человек в неделю. Зимой же родители редко приводят детей к неврологу и логопеду, в это время у меня может быть и один заикающийся ребёнок в месяц».

Почему дети заикаются?

Заикание всегда непосредственно связано с нервно-психическим состоянием ребёнка. А вот агрессивных, провоцирующих факторов, которые могут вызвать заикание, много.

В первую очередь – физиологические. Это может быть поражение нервной системы после родовой травмы, курение или употребление алкоголя матерью во время беременности, наследственная предрасположенность. К заиканию может вести травма головного мозга или изменения в нервной системе из‑за перенесённых болезней.

Насторожиться родителям стоит, когда дети с большим опозданием начинают говорить. Даже переучивание левшей в правшей тоже может вызвать заикание.

Второй ряд факторов – психологические. Это стрессовые ситуации, детские страхи, обида, желание привлечь к себе внимание родителей или окружения, сильный испуг.

Можно выделить и социальные факторы: чрезмерную строгость родителей в воспитании ребёнка и недостаточное внимание. Речь с придыханием, в быстром темпе, спешке тоже может перерасти в заикание.

«Ещё сейчас очень актуальна перегрузка ребёнка речевым материалом. Тщеславные родители начинают учить детей алфавиту с трёх лет, – объясняет логопед. – Дают непосильный речевой материал, к примеру «У лукоморья дуб зелёный», пропуская такие стихи как «Наша Таня громко плачет». Или учат детей говорить сразу на двух языках. Такая перегрузка тоже может вызвать заикание».

В практике Анны Анатольевны чаще всего встречаются дети, заикающиеся из‑за неблагоприятной наследственности, поражения нервной системы во время родов, после перенесённых серьёзных заболеваний.

Правда ли, что можно начать заикаться от испуга?

Страх действительно провоцирует заикание, но для этого должна быть предрасположенность. Если нервно-психическое состояние в норме и ребёнок не настолько возбудим и тревожен, то, как его ни пугай – салютами, взрывами, собаками, заикание не проявится.

Какое бывает заикание?

Допустим, вы бежите, и вдруг перед вами появляется пропасть. Один человек начинает переминаться на месте. Такова клоническая форма заикания – повторение звуков и слогов.

Другой человек резко останавливается перед пропастью и не может больше ничего сделать. Это напоминает тоническое заикание, которое считается более сильным, чем клоническое: наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы.

Могут быть и смешанные формы.

Может ли начать заикаться взрослый?

Столкнуться с этой проблемой взрослый человек может только после серьёзной травмы. Но, вероятнее всего, у него в детстве были эпизоды заикания, на которые вовремя не обратили внимания, и со временем оно затухло.

«Иногда родители могут даже не понимать, что дети начинают заикаться. Они тешут себя надеждами, что он просто забыл слово или запутался. Мамы и папы говорят, что происходит это только при волнении. Но, к сожалению, дефект в этом и проявляется, – рассказывает Бабакина. – Если человека постоянно пугать или воздействовать на него стрессовыми ситуациями, то и заикание будет постоянным. Если же мозг находится в спокойном состоянии, то и дефект не будет проявляться».

Как лечат заикание?

Этим занимаются сразу несколько специалистов: невролог, логопед, психолог и психиатр. По словам Анны Анатольевны, коррекционную работу можно разделить на две части: лечебно-оздоровительную и психолого-педагогическую.

Читать еще:  Что нужно на выписку из роддома: список вещей

Логопед поможет справиться с судорогами, а психолог – с боязнью речи. Заикающимся детям назначают медикаментозное лечение и дыхательные упражнения, которые вдобавок действуют как метод релаксации. Помогает и точечный массаж лица, стоп и рук – импульс идёт в мозг, и лишнее возбуждение снимается.

Используется также лечение гипнозом. При этом дети должны быть старше 11 лет, чтобы у них уже была сформирована психика и личностное отношение к себе.

Есть даже компьютерные программы, которые помогают в этой ситуации. Они синхронизируют речевой и слуховой центры головного мозга. Ребёнок говорит, а его речь воспроизводится медленнее. Малыш слушает, повторяет и таким образом учится более медленному говорению.

Не стоит забывать и про ЛФК, соблюдение режима дня, спокойные игры и ночной сон не менее девяти часов.

Как себя вести родителям?

Если появилось заикание, нужно не заострять внимание на нём, а создать благоприятные условия, чтобы оно могло уйти. В первую очередь родители должны следить за своей речью. Она должна быть плавной, размеренной, неторопливой и грамотной.

«Нужно с раннего детства разучивать с детьми песенки, стихи, слушать музыку, – считает логопед. – Это придаёт ритм речи, выравнивают речевое дыхание. Когда мы говорим о том, что нарушена плавность, стихи должны быть чётко ритмизированы. Замечательный ритм у стихов Корнея Чуковского, Агнии Барто».

Не нужно одёргивать ребёнка, когда он начинает запинаться, наоборот, надо помочь ему начать речь. Можно взять малыша за руку и вместе с ним шёпотом и нараспев начать то слово, которое он силиться сказать.

Важно соблюдать режим дня и нормальный, размеренный ритм жизни: дневной сон, прогулки на улице, как можно больше игр с лепкой, перебиранием, песком, чтобы успокоить нервную систему ребёнка.

«В детском саду правильно соблюдают режим дня, поэтому если у ребёнка в садике не усиливается заикание, то из этого ритма лучше не выбиваться и в выходные, – говорит врач. – Если же заикание в саду усилилось, то на период лечения лучше взять отпуск и ребёнка подержать дома, чтобы избежать стресса».

Если уже есть заикание, лучше исключить телевизор и компьютер на время лечения: месяц-два. Ребёнку можно сказать, что они сломались. Если это нереально, то хотя бы лимитировать. Неврологи говорят о часе в неделю. Но пусть хотя бы это будет не более получаса в день, и не перед сном.

Есть ли какая‑либо профилактика заикания?

По словам логопеда, нужно заботиться о речевом развитии ребёнка, подбирать учебный и игровой материал по возрасту малыша. Неправильно, когда учат читать трёхлетнего, который ещё не говорит толком.

«Это абсолютно не по возрасту, – считает специалист. – Ребёнок к шести-семи годам созревает к тому, чтобы начать читать. В школу ведь идут с этих лет, а не с трёх, потому что только тогда психически дети готовы освоить подобный материал».

Можно ли вылечиться от заикания?

Рецидив может случиться в любой стрессовой ситуации, даже когда заикание прошло ещё в детстве. Оно может проявиться с потерей близкого, из‑за какой‑то сильной психотравмы. Это может быть не явно видное заикание, а спотыкание, запинки или изменения тонуса органов артикуляции, например становится непослушным язык. Однако некоторые специалисты утверждают, что могут вылечить заикание навсегда.

Правда: публичные выступления помогают вылечить заикание

Тренировка публичных выступлений является важнейшим аспектом в лечении, поскольку направлена на преодоление страха речи, который испытывают многие заикающиеся. Публичное выступление — самая сложная задача для заикающегося, это для него сильный стресс, и в этих условиях он учится контролировать себя.

Например, в клинике патологии речи и нейрореабилитации врачи практикуют «стендап-шоу»: когда люди, проходящие терапию, заранее готовят шутки для выступлений, потом собираются в актовом зале и по очереди выступают перед другими пациентами.

«Стендап — это очень интересная и современная форма публичного выступления, более сложная. Выступающему необходимо придумать шутку и донести ее до зрителя, при этом во время выступления контролировать речь и демонстрировать актерское мастерство. Задача довольно сложная, но чем сложнее задачи мы даем нашему мозгу, тем лучше мы его развиваем».

Идея организовать стендап-шоу для пациентов возникла у Ивана Орлова после того, как он увидел по одному из каналов выступление стендап-комика с заиканием Льва Марсела.

«Я к нему обратился через соцсеть с предложением стать ведущим проекта «Стендап ЦПРиН», и он охотно согласился. Такие занятия помогают нашим пациентам получить практику публичных выступлений, обрести уверенность в себе, что повышает эффективность лечения заикания».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector