Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Современная детская психология часто оперирует термином гиперактивность, при описании определенных поведенческих расстройств у детей разного возраста. Многих родителей пугает это определение, которое несет в себе негативный окрас. В нашем материале мы постарались собрать воедино всю информацию о детской гиперактивности, чтобы родителям было понятно, что из себя представляет это расстройство, какие признаки можно увидеть у детей разных возрастов и что нужно делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку правильно развиваться в семье и детском коллективе.

Признаки гиперактивности у новорожденных малышей

Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорожденных детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей

Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребенка и возникают систематически.

В чем проявляется гиперактивность у новорожденного младенца:

  • Ручки, ножки у ребенка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
  • Нарушение цикла сна. Новорожденный спит гораздо меньше чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днем.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Регулярная сильная рвота при кормлении.

Младенец плачет и дергает ручками

  • В месяц, гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
  • Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
  • Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
  • Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
  • Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.

Создать комфортные условия для ребенка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как ее скорректировать даже в столь юном возрасте.

Причины гиперактивности с дефицитом внимания у детей

Основная причина развития гиперактивности с дефицитом внимания — это наследственная предрасположенность. Один из родителей, а то и оба, были в детстве гиперактивные, и сейчас остаются активными. У взрослых это в большей степени уже черты личности, характера. Причём положительных элементов значительно больше. Такие взрослые люди мало спят, много работают, ведут активный образ жизни. Подростки с СДВГ, а затем молодые люди и профессии себя выбирают в основном активные, не любят заниматься монотонным трудом. У взрослых с СДВГ могут отмечаться некоторые негативные элементы.
Они не сдержаны, импульсивны, не могут стоять в очередях и в пробках. Их это очень раздражает. Однако положительных моментов у гиперактивных взрослых больше, чем отрицательных.

Читать еще:  Трещинки в уголках губ у ребенка причины и лечение

Синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания чаще, по данным медицинской статистики, наблюдается у мальчиков, чем у девочек. На 5 мальчиков с СДВГ приходится 1 девочка. Девочки быстрее становятся спокойней и усидчивей, чаще к 7 годам, а мальчики становятся спокойней в двигательном и эмоциональном плане в основном к 11 годам (бывает и более длительный срок). Поэтому у мальчиков основные сложности происходят в период обучения в начальной школе. В основном претензии учителей к таким детям на поведение. И проблемы с обучением возникают из-за невнимательности ребёнка и нарушения поведения, а в целом такие дети учатся очень хорошо.

Симптомы

  • Неусидчивость, суетливость, беспокойство.
  • Импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость.
  • Игнорирование правил и норм поведения.
  • Наличие проблем со сном.
  • Задержка речевого развития.
  • Склонность к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий.

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-неврологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание.

Из дополнительных методов используют электро- и эхоэнцефалографию, в ряде случаев — компьютерную томографию, электронейромиографию, эмиссионную спектрометрию и др.

Когда и к какому специалисту обратиться

Примерно после 3 лет, когда стало понятно, что речь у дочери развита плохо и никакие домашние методики развития мелкой моторики не помогают, мы обратились к логопеду. Сначала в детском саду – специалист ответил, что необходимо ждать ещё пару лет, всё может наладиться. Потом в частном центре. Потом нам порекомендовали обратиться к неврологу.

От врачей в поликлинике по месту жительства мы уходили растерянные и подавленные. Дочь по-прежнему плохо говорила, не умела вести себя в детском саду. Единственное, что ей давалось хорошо – это лепка из пластилина. Здесь педагоги её хвалили. Но гораздо реже, чем жаловались мне на её поведение.

По отзывам других мам я нашла невролога в частном центре. На осмотре дочь ходила босыми ногами по коврику, прыгала, считала, отвечала на вопросы, играла с предложенными игрушками. А затем врач рассказала мне, какие обследования необходимо пройти, чтобы исключить или подтвердить СДВГ и начать корректировать состояние ребёнка.

После невролога в течение нескольких месяцев мы прошли дефектолога и психолога. Начали выполнять рекомендации. Подключили плавание и массаж. Продолжали посещать сад.

В первые годы жизни.

В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

Читать еще:  Кишечная палочка в мазке у ребенка симптомы лечение

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис». Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.

Популярные вопросы и ответы

Чем полезен спорт при СДВГ?

Необходимо ли обращаться к психологу при СДВГ?

Какие есть мифы о СДВГ?

Первый миф — СДВГ нарушает восприятие. Восприятие у деток, страдающих СДВГ, обостренное. У них как раз проблема в том, что они воспринимают все. И как раз «прыгание» мыслей зависит от того, что они воспринимают. Это могут быть визуальные образы – картинки, люди, ситуации. Точно также на аудиоканале: ребенок будет слышать звуки, неважно, какие: голос за окном, шум из соседней квартиры. И на все это он будет реагировать очень быстро и, естественно, с любопытством. Миф, что восприятие нарушается, не совсем верен. Восприятие имеет характерную особенность неудержания, то есть в зависимости от того, что попадает на сенсорный канал, ребенок очень быстро реагирует. Поэтому восприятие характеризуется некой неустойчивостью. Если, допустим, ребенок начальной школы сидит на уроке, он не может воспринимать обучающий материал с точки зрения своей нетерпеливости. Ему сложно усидеть длительное время на одном месте и воспринимать одну и ту же информацию. У него восприятие беглое, реактивное, поэтому в этом случае любые отвлекающие моменты будут отражаться на восприятии. Но восприятие как психический процесс – сохранно. Неустойчиво, но сохранно.

Второй миф – дети с СДВГ имеют отклонения в понимании. При нейропсихологическом обследовании ребенка, который имеет СДВГ, необходимо провести уровень развития интеллектуальных способностей, уровень развития мышления. Мышление тоже бывает разных видов – у деток постарше абстрактное, логическое, есть аналитика, есть логика. Поэтому мышление само по себе как IQ лишь говорит об уровне мыслительных процессов. А вот в зависимости от того, какое мышление преобладает – это уже индивидуальные особенности. Например, у нас есть дети, обладающие творческим мышлением, они имеют более богатое воображение. Если мы рассматриваем техническую направленность, то она проявляется у ребенка любого возраста в виде каких-то склонностей, интересов. Поэтому в данном случае, если мы говорим о нарушении понимания, как о мифе СДВГ, в первую очередь надо говорить о том, насколько развит интеллект. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности все прекрасно понимают. Вопрос в другом – они не могут выполнять. Например, когда родитель или педагог дает какое-то задание, детям сложно сосредоточиться. И когда родители обращаются с запросом, что ребенок их не понимает, я всегда стараюсь переубедить родителей, проведя предварительное обследование и понимая, на каком уровне развития находится интеллектуальное развитие мышления, в том, что ребенок их понимает, ему просто сложно выполнять такое задание в силу определенных специфических нейронных связей, которые характерны для детей СДВГ.

Читать еще:  Ночной энурез у ребенка 7 лет лечение и причины

Третий миф – дети с СДВГ не больные, а разбалованные. СДВГ – это психическое расстройство, и дети с СДВГ наблюдаются у детского психиатра, в том числе принимая фармакологическое лечение. Здесь имеет место перегрузка эмоциональной сферы.

Четвертый миф – чтобы успокоить ребенка, нужен ремень. Физическое насилие данной проблемы не решит. Как говорилось ранее, дети с СДВГ очень агрессивны, и они на все варианты давления и ограничения воспринимают очень обостренно, на любое давление они будут реагировать сопротивлением.

Пятый миф – таким детям не место в нормальной школе. Здесь нужно ответить с точки зрения статистики. Если ребенок с СВДГ в классе один среди 15 человек, то педагог должен с ним справиться. Но если таких детей в процентном соотношении более чем треть, педагог может просто не справиться, потому что будут драки, ссоры, каждый будет пытаться привлечь внимание к себе. Такие дети, обладая уровнем интеллекта на уровне средней статистической нормы по возрастным критериям, имеют полное право заниматься на равных с такими детками, как и он. Если помещать детей с СДВГ в отдельный класс, их должно быть не более пяти.

Шестой миф – дети смотрят телевизор, сидят в гаджетах и поэтому становятся агрессивными. На самом деле ни телевидение, ни компьютерные игры СДВГ не порождают, но необходимо уточнить, что если у ребенка есть СДВГ, нужно снижать нагрузку со стороны компьютерных игр, ТВ. Потому что когда ребенок воспринимается с экрана что-то яркое и событийное, он будет реагировать очень ярко и бурно, вплоть до агрессии.

Седьмой миф – у детей, имеющих СДВГ, низкий интеллектуальный уровень развития. Этот миф касается педагогов. Почти все педагоги считают детей с СДВГ детьми с низким интеллектуальным уровнем развития. Это совершенно не так. Прежде чем делать такие выводы, нужно провести нейропсихологическое обследование, его результаты уже скажут об уровне развития интеллекта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector