Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – такое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития. Патология с трудом поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психолога, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов, воспитателей и, конечно, родителей.

Гиперактивность у ребенка 3 лет лечение в домашних условиях

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

«Первая помощь — родителям»

Двадцать лет назад у дочки писателя и журналиста обнаружили синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Молодая мама переработала уйму литературы, начала разбираться в нейропсихологии и создала форум для семей, оказавшихся в такой же ситуации. В 2007 году появился «Импульс» — межрегиональная организация родителей детей с СДВГ. Ирина помогла не только дочке, которая благополучно устроила свою жизнь, но и тысячам отчаявшихся мам. «Импульс» консультирует семьи с детьми с СДВГ. Организация существует на пожертвования и гранты и нуждается в регулярной финансовой поддержке. О том, почему родителям и детям с СДВГ очень важна помощь извне, Ирина Лукьянова рассказала «Филантропу».

Ирина Лукьянова. Фото Анна Данилова

«У детей с СДВГ нет природного умения «тормозить»»

Все знают, как трудно быть рядом с ребенком, который плохо себя ведет. Взрослому трудно бывает удержаться от окрика или подзатыльника. К сожалению, грубое обращение с любыми детьми все еще остается у нас общественной нормой. И хотя СДВГ официально признан расстройством- неврологическим на западе и психиатрическим в России, хотя он официально включен в диагностико-статистическое руководство по психиатрии и в Международную классификацию болезней, многие продолжают считать его недостатком воспитания. Но причина проблемного поведения ребёнка не в том, что он чего-то не знает или не понимает. У детей с СДВГ нет природного умения “тормозить”. Когда нужно справиться с эмоциями, вместо программы, которой учили родители, — например, «промолчать и не реагировать», — включается инстинктивное желание быстро что-то сделать, немедленно отреагировать. .

Обычный человек может выдержать паузу между событием и реакцией на него, обдумать будущий поступок. Ребенок с СДВГ – нет.

У него плохо работают механизмы торможения, нет той самой паузы, которая позволяет человеку обдумать, как он должен поступить в новой ситуации. Поэтому он реагирует сразу – и реагирует на автопилоте, первой автоматической реакцией. Поэтому он просто не может следовать правилам поведения. Именно поэтому он не умеет стоять в очереди, вести себя в самолёте или в школе. У таких детей много других проблем, в том числе неврологических: они с трудом засыпают и пробуждаются, просыпаются по ночам, ходят, разговаривают, скрежещут зубами. И родителям с ними очень трудно, потому что жизнь человека, который на все реагирует автоматически, не включая голову, превращается в хаос. Ребенок никак не организует свою повседневную жизнь – он просто плывет по течению, реагирует на поступающие стимулы. Нет стимулов – начал искать: перерыл родительские шкафы в поисках интересного, все вывернул на пол, заинтересовался другим, вывернул кухонные шкафы, нашел шоколадку… С ними трудно поддерживать порядок. Маме, как паучихе, нужно иметь восемь глаз и восемь лап: бдить, не допускать травм и крушения домашнего имущества.

Читать еще:  Увеличена печень у ребенка 6 лет причины и лечение

Гневаясь на родителей сложных детей, мы забываем, что они не всесильны, что должны быть настороже все время, пока ребенок рядом. Когда он не рядом – их засыпают требованиями «объяснить ему, как себя вести в школе». Но у мамы нет пульта управления своим чадом. Она не может сделать так, чтобы ребёнок на уроке отложил телефон и слушал учителя. У него просто включается механизм «мне скучно, я ищу развлечений, залезу-ка в смартфон». Мама здесь бессильна: ребенок прекрасно знает правило «на уроке надо слушать учителя, а не играть в смартфон» — проблема не в том, что он не знает правил, а в том, что не применяет их в нужной ситуации, реагируя на нее самым простым, самым поверхностным способом

Нужно просто принять тот факт, что с одними детьми житейский здравый смысл работает, а с другими — нет.

«Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи»

Порой взрослые убеждаются в этом не сразу и жалуются: «Мы были прекрасными родителями до тех пор, пока не родился четвёртый ребёнок». Но это не зависит от родительского умения или неумения организовать жизнь и распорядок дня этого ребёнка. Это зависит еще и от комбинации генов маленького человека – той самой, которая определяет, быстро ли он тормозит или включается, как переключает скорости, как реагирует в ситуациях, когда надо быстро принять решение или, наоборот, когда надо много времени провести в покое без ярких стимулов, поступающих извне. Мы все в этом смысле очень разные – и не у всех одинаков период активного внимания, способности сосредоточиться на важном, не у всех одинаково время, на которое мы можем задержать сиюминутную реакцию на событие. Взрослым приходится прикладывать огромное количество усилий, чтобы обучить ребёнка «снижать скорость». Эта тяжёлая работа отнимает у них очень много сил.

Гиперактивный ребенок создаёт в повседневной жизни массу стресса. Родители приходят домой с работы, чтобы набраться сил, отдохнуть.

И тут ждёт еще один, бесконечный фронт работ: за время их отсутствия ребенок не сделал уроки, привел дом в состояние хаоса, поссорился с братьями-сестрами, у него двойки по разным предметам, — то есть он не делает ничего из того, что по возрасту уже должен делать сам. И кроме того — он еще и разрушает среду обитания, получает травмы в поисках острых ощущений. Получается, что у взрослых просто нет безопасного дома, что ребенок представляет угрозу благополучию семьи. И, конечно, это подрывает родительскую самооценку: родители не справляются. Им негде взять дополнительных ресурсов. В результате родители реагируют эмоционально: ребенок — это проблема, они наказывают ребенка, чтобы устранить проблему. Естественно, наказание не научит ребенка вести себя иначе — и возникает замкнутый круг насилия: ребенок не справляется с требованиями общества, его наказывают, он протестует — его поведение все хуже, его наказывают еще серьезнее. Отношения испорчены, и восстанавливать их все сложнее. Рано или поздно жизнь в семье просто разваливается.

По статистике, в семьях, где растут гиперактивные дети, супруги значительно чаще ссорятся и разводятся. В том, что их ребенок сложный, они беспочвенно и без всякой пользы обвиняют друг друга. Вся семья травмирована и нуждается в комплексной помощи.

В наших семьях основная нагрузка по социализации, коррекции поведения, лечению, помощи ребенку ложится на женщину. На них дополнительно давят бабушки и папы. Они, как и школьные учителя, и весь остальной мир, говорят: «Просто ты его мало любишь или мало порешь».

Папа часто оставляет себе роль контролёра. Он проверяет табель в конце месяца и ставит оценку – ребенку и маме. Ребенок не оправдал надежд, мама не справилась с ролью воспитателя, всем двойка. Иногда оплачивает расходы. Очень редко удаётся добиться понимания со стороны отца. Такое понимание – бесценно.

Но нужно иметь в виду, что СДВГ – наследственное расстройство , и передается оно с такой же частотой, как рост, цвет глаз и волос.

Нередко в семье, помимо ребенка, диагноз СДВГ есть у кого-то из родителей – или они так и живут недиагностированными, с нескорректированным расстройством – а это усугубляет проблемы в семье. Такие родители и с организацией собственной жизни не могут справиться, а им еще за ребенка отвечать. Вспыльчивые, непростые в общении люди, они не могут сосредоточиться, часто теряют интерес, испытывают сложности с мотивацией. Им сложно удержаться на работе и добиться достойной зарплаты. Они нередко ищут немедикаментозных средств снять внутреннее напряжение – и такими средствами оказываются алкоголь, курение и наркотики. Такие люди легко портят отношения с собственными родителями, и это только увеличивает стресс. Нередки случаи зависимости и созависимости: пьющий папа, созависимая мама и домашнее насилие. В результате ребенок, как и вся остальная семья, живет в аду.

Чаще всего самые острые проблемы с гиперактивными детьми возникают у семей, не имеющих дополнительного ресурса. Ушёл папа, мама тянет двух детей на зарплату библиотекаря или продавца. Но беда в том, что на этом этапе семье никто не помогает. Специалисты вмешиваются только в момент кризиса, когда мама с ребенком поссорилась, и он пошел прыгать с пятого этажа, в школе устроил истерику или кого-то побил.

Выход. Первая помощь – родителям

Когда речь заходит о помощи, в фокусе всегда оказываются дети. Именно на них уходят все ресурсы семьи. И чаще всего эта помощь не имеет успеха. Матери – основной ресурс, защитник и опора детей с СДВГ, —сами считают, что отрывать деньги от семьи на помощь себе — безответственно и преступно, и в результате катастрофически выгорают, погружаются в глубокую депрессию. Они не могут позволить себе систематическую помощь психотерапевта, а значит не в состоянии решать проблемы ребенка.

В данном случае хорош традиционный совет “Наденьте кислородную маску сначала на себя, потом — на ребёнка”.

Родителям ребенка со сложным поведением приходится осваивать специальные дополнительные навыки, повышать квалификацию, искать небанальные способы решения проблем. Маме нужно стараться не доводить себя до такого состояния, когда она ненавидит ребёнка, который причиняет боль и проблемы. Ведь родительство — это не только мучение, что это ещё и радость. От общения с ребёнком можно получать удовольствие, а не только бесконечную боль.

Важно не отождествлять проблему ни с мамой, ни с ребенком. Ошибочно говорить ребенку: “ты моя проблема”. И нельзя допускать, чтобы ребенок думал: “я и есть проблема”. Родители должны занять взрослую позицию, при которой они не страдают вместе с ребёнком и не отождествляются с ним. Нужно занять зрелую позицию и перестать бояться всеобщей критики и разговоров со школьными учителями, «потому что они будут ругать».

Главная помощь детям с СДВГ — это помощь родителям.

Для того, чтобы справиться с проблемами, которые вызывает СДВГ, недостаточно назначить дорогостоящее лечение — и даже найти деньги, чтобы оплатить таблетки для ребенка: иногда таблетки не помогают, а иногда дают тяжелые побочные эффекты. Учёные, которые изучали вопрос помощи детям с СДВГ, выяснили, что еще один важный способ помочь ребенку — это научить его родителей методикам и технологиям, помогающим справляться и с ребенком, и с собой — разрешать конфликты, поощрять, правильно давать обратную связь, выстраивать систему реакций на поведение ребёнка, сохранять спокойствие. Опыт показывает, что даже если ребенок не получает медикаментозного лечения, но его родители понимают, с чем имеют дело, умеют здраво и конструктивно реагировать на проблемы — жизнь семьи становится легче. На нашем форуме посетители обмениваются опытом — и мы знаем примеры, когда мама просто снизила количество замечаний в адрес ребёнка, наладила с ним человеческий разговор, и это оказалось полезно. Она почувствовала себя сильнее, увереннее, компетентнее, поняла, что всё делает правильно, осознала, что не ребёнок плохой или она бездарная, — а просто они столкнулись с объективными проблемами, которые вместе надо решать. Это очень важно: не обвинять друг друга, а понимать, что СДВГ — это общая проблема и для родителей, и для ребенка, что они в одной лодке, что им вместе надо справляться с ней, а не обвинять друг друга.

Но как бы разумно не вели себя родители сложных детей, не стоит забывать о реальности. По статистике, примерно в 40% случаев проблемы у людей с СДВГ с возрастом сохраняются.

Расселл Баркли, ведущий специалист по СДВГ в мире, сформулировал «правило тридцати процентов»: ребенок с СДВГ ведет себя так, как будто его воля, самоконтроль, способность к самоорганизации и планированию развиты на 30% меньше, чем у сверстников. А ведь это значит, что в 18 лет, когда пора заканчивать школу, он ведет себя как шестиклассник. И значит – неизбежны проблемы с обучением в вузе или колледже. Конечно, есть и хорошая новость: к 24 годам пациенты с СДВГ достигают, наконец, того уровня сознательности и самоорганизации, который присущ обычным подросткам 16 лет. Увы, ученые считают, что большинство наших ребят остаются на уровне 20-22 лет и никогда не достигают уровня взрослости и зрелости, который у обычных взрослых приходится на возраст 30-33 лет.

Однако, это не значит, что человек с СДВГ не может прожить счастливую и наполненную жизнь.

Гиперактивные люди, в раннем детстве получившие помощь, лечение, адекватную коррекцию, способны сделать свои слабые стороны сильными. Они вырастают в удачливых бизнесменов, новаторов, интересных актёров и спортсменов. Просто для этого нужна благоприятная, поддерживающая среда.

Читать еще:  Низкое давление у ребенка 10 лет причины и лечение

Организация «Импульс» консультирует сотни семей, где есть дети с СДВГ. На Благо.ру собирают 53 400 рублей на семинары для родителей детей с СДВГ. На семинарах родители понимают, что они не плохие, дети у них вовсе не больные, а узнают о новых способах коммуникации в семье, учатся воспитывать своих детей без насилия и напряжения. Такой психологической помощи нигде больше не получить.

Гиперактивность у ребенка

Есть на детской площадке, куда мы с моей дочкой 4 лет ходим играть, один мальчик, Алеша. Ему 5 лет. Сказать, что он очень активный – это ничего не сказать.

Просто за те почти 2 года, что мы туда ходим, я еще ни разу не видела, чтобы он спокойно поиграл в песочнице, покачался на качелях или просто посидел рядом с мамой хотя бы 2 минуты. Это ураган, вихрь, торнадо – такие сравнения можно подобрать. Он не ходит – он бегает. Причем всегда. Крутится-вертится, спотыкается-падает, толкается, бросается, чем попало, в конце концов, выбивается из сил, и с истерикой отбывает с мамой домой.

Когда мы видим Алешу на площадке, мы стараемся подождать, когда он уйдет. Другие мамы между собой говорили, что Алешу уже повели к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность».

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Есть вообще два различных варианта. Это, собственно, болезненное состояние, при котором помощь специалиста необходима, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.

Болезнь называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет четкие признаки:

  • не может сохранить внимание во время игры и при выполнении заданий;
  • часто «не слышит», что ему говорят, причем проблем со слухом не имеет;
  • не доводит начатое до конца;
  • часто теряет вещи, которые небходимы каждый день – игрушки, школьные принадлежности;
  • ему сложно что-либо делать самому;легко отвлекается;
  • забывчив в привычных повседневных ситуациях;
  • постоянно в движении, даже во время еды;
  • всегда и все делает с шумом; совершает бесцельные движения;
  • много говорит; отвечает на вопросы, не задумываясь;
  • мешает другим, вмешивается в игры и разговоры;
  • не может ждать, стоять в очереди.

Если этих признаков более шести и они наблюдаются шесть и более месяцев подряд, высока вероятность что это не характер и темперамент, а болезненное состояние, требующее помощи специалистов.

Кроме того, дети с СДВГ просто не могут себя контролировать, не могут сами остановиться и успокоиться, не реагируют на запреты и замечания, часто импульсивны и агрессивны, ничего не доводят до конца, быстро отвлекаются и выбиваются из сил, говорят быстро и много, задают миллионы вопросов, но ответы на них не слушают, неуклюжи (роняют, ломают вещи), плохо спят, у них часто возникают кишечные расстройства и энурез.

Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного

Есть простой способ: если ребенок ВЕЗДЕ ведет себя одинаково – и дома, и в гостях, и на улице, и в малознакомой обстановке, и в детском коллективе – это требует помощи специалистов (детского невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, после либо успокойтесь и правильно займитесь воспитанием (об этом ниже), либо подтвердите свои сомнения и лечитесь по рекомендациям врачей.

Если же ребенок только дома шумный непоседливый и активный, а в гостях сидит «как мышь» – это, скорее, особенности характера такого ребенка. Именно такая ситуация была у меня с моим ребенком. Невролог проконсультировал, сказал, что это не болезнь, а темперамент такой; психолог дал рекомендации.

Почему возникает это состояние? Связано ли оно с воспитанием?

Такие вопросы беспокоят всех родителей, когда ребенку ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, растет с каждым годом. И сейчас по оценкам разных специалистов их от 3 до 10%. Мальчиков среди них в пять раз больше, чем девочек.

Причины этого состояния до конца не известны, но:

  • ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • патологические роды;
  • родовые травмы

. …играют важную роль в развитии этого состояния.

С недостаточно жестким воспитанием (как думают некоторые родители, ребенок ведь не просто «балуется» и «не слушается») это не связано, ужесточение мер наказания только ухудшает ситуацию с поведением.

«Если вы меня ругаете и говорите, что я плохой – вы тогда узнаете, насколько плохим я могу быть!» – таков результат.

В чем же главная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?

Главная проблема в том, что такие дети не могут адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности, неконтролируемой агрессии, такие дети игнорируют общепринятые правила поведения, вредя себе и окружающим. Что неминуемо ведет к проблемам. С развитием, учебой, общением.

И еще. По статистике, 80% людей, которые пребывают в местах лишения свободы, были гиперактивными детьми. Задумайтесь над этим и не откладывайте лечение. Это не пройдет само!

Как родителям помочь такому ребенку?

Борьба с гиперактивностью у ребенка У меня самой очень активный ребенок. Это, слава Богу, только такой темперамент, но подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. И нас научил психолог, как правильно с ней обращаться, чтобы еще и самим немного пожить.

  • Постарайтесь, прежде чем что-то требовать от ребенка, установить с ним контакт. Прикоснитесь, возьмите за руки.
  • Посмотрите в глаза и тогда говорите с ним. Зачем это делать? Потому что когда ребенок чем-то занят, увлечен, играет – он весь там, в своих переживаниях, и не слышит вас. Это действительно помогает – я беру дочку за руку, смотрю в глаза, говорю, что мне нужно, чтобы она сделала, и в большинстве случаев это помогает.
  • Установите постоянные правила. Придерживайтесь этого неукоснительно. Правила для ребенка должны быть понятны и просты. Например, если сегодня нельзя есть конфеты перед едой, трогать чужую собаку, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра этого нельзя.
  • Важно придерживаться последовательности действий, разбивайте сложные задания на несколько простых – так ребенку будет легче справляться. Как я это применяю? Я говорю: «Давай уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Для этого мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Дальше мы собираем игрушки. Машинки – в коробку, куклы – за кукольный стол, кубики – в ящик». И так, пока все не уберем.
  • Всегда и во всем соблюдайте режим. Буквально по часам вставайте, кушайте, гуляйте, ложитесь спать. Всегда, в любой день недели. Это действительно помогает. И взрослым тоже.
  • Хвалите. Но с умом. Что-то сделал хорошо – хвалим. Послушался – хвалим. Найдите то дело, которое лучше всего получается у ребенка, и хвалите за это. Моя дочь, например, любит помогать готовить папе завтрак. И буквально тает от удовольствия, когда я ее за это хвалю. И полдня настроение хорошее.
  • Старайтесь потратить избыточную энергию. Избыток энергии уходит – ребенок становится более спокойным. Проверено на себе. Важно не просто набегаться, а «пустить энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, бассейн…
  • Если вы куда-то собираетесь (поездка, гости, магазин), предварительно подготовьтесь. Обсудите с ребенком, куда вы идете, что там будете делать и как при этом нужно себя вести.
  • Используйте любую возможность отдохнуть – поручите поиграть, погулять с ребенком бабушкам, дедушкам, тетям-дядям, в общем, тем, кому вы можете доверить ребенка, не забыв при этом дать и им подробный инструктаж. Иначе все усилия пойдут насмарку.

Вашему ребенку ведь нужны адекватные родители, правда? Тогда подумайте немного и о себе.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Возможные признаки задержки психоречевого развития у детей

Признаки задержки психоречевого развития:

  • четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • восемь–девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

Некоторые виды нарушения речевого развития

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте могут наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Такой ребенок, как правило, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, то есть в диалогах с другими людьми. Это еще одна причина как можно раньше начать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода могут способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Читать еще:  Синяки под глазами у ребенка 3 года причины и лечение

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается расстройствами аутистического спектра. Приведем их черты в поведении ребенка.

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом и логопедом-дефектологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается терапия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом. Его работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Ошибкой родителей будет обращение к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-психиатр или невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства. К сожалению, не всегда психотропные средства назначаются «по адресу»: в некоторых случаях можно обойтись и без них либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом-дефектологом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий разные методы.

В каких московских клиниках лечат ЗПРР

При первых симптомах отставания ребенка от сверстников лучше «подстраховаться» и обратиться к специалистам. В столице лечением задержки психоречевого развития у детей занимаются различные медицинские учреждения. Помочь готовы и специалисты Европейского медицинского центра (EMC). Это организация с более чем 30-летней историей. В штате EMC опытные и квалифицированные врачи, многие из них прошли обучение или стажировку в зарубежных клиниках.

Некоторые симптомы ЗПРР схожи с признаками других болезней, поэтому постановку диагноза лучше доверить опытным врачам. В EMC коррекцией нарушений речевого и психического развития занимаются терапевты, неврологи, психиатры, логопеды-дефектологи, нейропсихологи, при необходимости можно обратиться и к другим специалистам клиники. Врачи проводят тщательную нейропсихологическую, логопедическую диагностику, далее разрабатывают индивидуальный план коррекции выявленных нарушений. Как правило, программа включает работу с логопедом-дефектологом, нейропсихологом, различные сенсорные упражнения, задания на развитие мозга.

Специалисты EMC рекомендуют проходить профилактические осмотры каждый год. Ранняя диагностика позволяет предотвратить развитие и осложнение многих заболеваний.

Европейский медицинский центр работает в различных направлениях: и взрослые, и дети могут пройти здесь комплексное обследование всех органов и систем. Среди основных принципов работы клиники — индивидуальный подход, программа лечения не составляется по шаблону, а разрабатывается с учетом особенностей конкретного пациента.

* АО «Европейский Медицинский Центр» (ул. Щепкина, д. 35) осуществляет:

  • медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-77-01-020774, выданной Департаментом здравоохранения города Москвы 26 ноября 2020 года;
  • высокотехнологичную медицинскую деятельность на основании лицензии ФС-77-01-007352, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 3 августа 2020 года.

** Аккредитация Объединенной международной комиссии (Joint Commission International), полученная Европейским медицинским центром (госпиталь на ул. Щепкина, 35), распространяется на период с 7 апреля 2018 года по 6 апреля 2021 года.

  • 1 https://www.npcdp.ru/files/science/sbornik-tezisov-2019.pdf
  • 2 https://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/nevrologiya/zaderzhka_razvitiya_u_rebenka_do_3_let/

Вся информация, касающаяся медицины и здоровья, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

стандартное лечение

Проблему гиперактивности считают и психологической, и педагогической, поэтому и применяют психолого-педагогическую коррекцию для таких детей. Часто коррекция сочетается с постоянными физическими нагрузками, потому что в организме детей с СДВГ много гормонов стресса, которые «сгорают» во время нагрузок.

На занятии у психолога детей учат расслабляться, применяют медитативные техники, аутогенные тренировки. Такими способами пытаются снизить расторможенность и улучшить концентрацию внимания. Для этой же цели психологи применяют гипноз и визуальную релаксацию — мысленное слияние с воображаемым предметом или картинкой, это дополнительно помогает восстановить умственное и физическое равновесие. Определенного эффекта можно достичь с помощью песочной терапии.

Педагоги рекомендуют частую смену деятельности для лучшего усвоения учебного материала, сочетание учебного процесса с двигательной активностью. При организации личного пространства для гиперактивных детей следует избегать зрительных раздражителей (ярких постеров, обоев, штор, картин, зеркал), в целом должны преобладать спокойные тона. Требуется сократить количество предметов в комнате и минимизировать количество игрушек, которые следует убрать из поля зрения, когда ребенок ими не пользуется. Кроме этого, педагоги рекомендуют соблюдать строгий режим дня и в будние, и в выходные дни. Организация времени и предсказуемые события не будут дополнительно раздражать гиперактивного ребенка.

Родителям психологи и педагоги рекомендуют определенные правила общения с таким ребенком: хвалить всякий раз, когда ребенок этого заслужил, а критику и запреты в его адрес произносить не стоит, лучше отвлечь или переключить внимание на конструктивные занятия. Разговаривать с ним следует спокойно и тихо, а кричать и ругать запрещено, иначе он такой ребенок становится еще более неуправляемым.

Из двигательной терапии врачи рекомендуют длительные равномерные занятия бегом, лыжами, езда на велосипеде или плаванье, чтобы дети уставали физически и дома вечером спокойно себя вели из-за накопившейся усталости и быстро засыпали.

За рубежом наши коллеги лечат гиперактивных детей фармакологическими препаратами, которые в России не применяют. Данные препараты не зарегистрированы на территории нашего государства. Эффективность лечения по данным зарубежных источников на медикаментозной терапии составляет до 75 %.

Порядок лечения зубов в инновационном стоматологическом центре «Гулливер»:

Позвоните нам по телефону +7 (347) 287-72-76 или оставьте свои данные на сайте — мы сами свяжемся с вами в ближайшее время

Мы запишем вас на приём к детскому стоматологу и врачу-анестезиологу. Вы получите предварительный план лечения и всю необходимую информацию о наркозе. Анестезиолог определит, возможно ли лечение зубов во сне, даст направления на анализы и другие обследования

Если анестезиолог не выявит противопоказаний по результатам консультации и анализов, мы назначим дату процедуры

Лечение зубов у детей может быть в радость. Вам совершенно необязательно быть плохим родителем, который насильно ведёт ребёнка к врачу. Зачем убеждать в чём-то малыша, когда можно совместить приятное с полезным. Сделайте поход к стоматологу доброй традицией вместе к клиникой «Гулливер». Наш анестезиолог ждёт вас для первой консультации.

Уважаемый посетитель! ООО «МЕДИЦИНА» не предоставляет медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в поликлинике по месту жительства. На информационных стойках (стендах) клиник, а также на сайте в разделе «Официальная информация» можно ознакомиться с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2022 года» и Постановлением Правительства Республики Башкортостан №805 от 30.12.2020 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и плановый период 2022 и 2022 годов»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector