Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка развития

задержка развития

Задержка развития – это собирательное понятие, объединяющее ряд заболеваний нервной и других систем, при которых темп развития ребёнка медленнее физиологических стандартов, когда отдельные функции отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста.

Может отставать развитие двигательной сферы: ребенок поздно начинает держать головку, поздно переворачиваться, сидеть или поздно начинает ходить. Возможна задержка речевого развития, когда малыш поздно начинает говорить или его речевые навыки и чистота произносимых звуков страдает.

В зависимости от характера отставания ребёнка выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).

Задержка развития

Основными причинами задержки развития ребёнка являются нарушения работы головного мозга. Чаще всего к таким нарушениям приводят поражение центральной нервной системы (ППЦНС) и травмы шейного отдела позвоночника, полученные в родах.

Во время рождения ребенка может произойти отклонение от нормального течения родов, что приводит к мгновенному поражению участков мозга в виде кровоизлияний от разрыва сосудов или кислородного голодания клеток мозга (гипоксии, ишемии) от спазмов сосудов. Перенесенная травма центральной нервной системы приводит к её неправильному функционированию и задержке правильного развития ребенка.

Перенесенная травма шейного отдела позвоночника усугубляет состояние поврежденного головного мозга. Такая травма приводит к смещению позвонков и спазму шейных мышц, в результате чего происходит сдавление сосудов, и формируется дефицит мозгового кровотока. В таких условиях мозг не получает в достаточном количестве кислород и питательные вещества, необходимые ему для нормального развития и функционирования.

Также развитие задерживается от травм и тяжёлых заболеваний, перенесённых ребёнком в раннем возрасте. Кроме того, на развитие головного мозга неблагоприятно влияют внутриутробные инфекции.

К причинам задержки развития ребёнка можно отнести наличие некоторых наследственных заболеваний, опасные и вредные факторы профессии матери, её пагубные привычки, плохой экологический фон, электромагнитные излучения, наличие неблагоприятного психологического климата, в котором растёт ребёнок.

В первые годы жизни дети с задержкой развития часто и сильно плачут по малейшему поводу, с большим трудом успокаиваются. Такие дети хуже развиваются: они не гулят, не демонстрируют комплекс оживления при появлении мамы, не коммуницируют со взрослыми, обычно имеют «пустой» взгляд. Позже игры, мультики, слушание сказок — всё, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Речь таких детей однообразная, невнятная, запас слов скудный, иногда полностью отсутствует. Бывают нарушения координации движений, эти дети начинают позже сидеть, стоять или ходить. Иногда их рот приоткрыт и может наблюдаться слюнотечение. В дальнейшем могут отмечаться неловкость движений, частые падения, задержки формирования двигательных навыков.

Со сверстниками у таких детей отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети могут стать замкнутыми, злобными, агрессивными, подавленными.

Когда такие дети подрастают, они могут жаловаться на головные боли, их часто укачивает в транспорте, они плохо себя чувствуют в душном помещении, могут испытывать приступы тошноты, рвоты, головокружения.

Часто бывают проблемы интеллектуального развития: дети не понимают смысл речи, не различают цвета, плохо усваивают счет, не могут выучить алфавит. Очевидны проблемы с мелкой моторикой, не могут рисовать, правильно держать ручку и столовые приборы.

4 месяца – ребенок реагирует на обращения родителей, улыбается, смеется, плачет, агукает и т. д.

от 9 мес. до 1 года – ребенок уже осваивает элементарные сочетания букв, в этом же возрасте следует ожидать первых простейших слов из повторяющихся слогов (мама, папа, баба и т. п.) или односложных.

1–1,5 года – ребенок понимает имена родных и слова, обозначающие окружающие предметы, и реагирует на них.

1,5–2 года – первые самостоятельные предложения из простых словосочетаний (подлежащее и сказуемое), реакция на простые просьбы.

2–4 года – построение более сложных предложений, произношение слов становится правильным, без дефектов.

ВАЖНО! Предупредить ЗРР гораздо легче, чем вылечить. Поэтому так важно проявлять внимание к развитию речи у ребенка, начиная с самых первых звуков.

Причины задержки речевого развития можно разделить на два типа: физиологические и психологические (социальные). Первое может быть следствием травм, перенесенных болезней (в т. ч. внутриутробных), плохой наследственности, врожденных дефектов и т. п. Второе почти всегда прямо зависит от родителей. Чтобы диагностировать ЗРР и точно установить причину, необходимо пройти комплексное обследование у невропатолога, дефектолога, ЛОРа, логопеда, психиатра и детского психолога. Если в случае с физиологическими причинами предупреждение ЗРР или невозможно (болезни, врожденные дефекты), или дело элементарной осторожности, то социальные причины можно предупредить. Однако для родителей они редко бывают очевидны.

Читать еще:  Синдром раздраженного кишечника у ребенка 9 лет симптомы и лечение

Чрезмерная опека

Главный фактор темпового развития речи – необходимость говорить. Если ребенку достаточно потянуться ручкой или повернуть головку, чтобы заботливая мама сразу его поняла и выполнила все его желания, то зачем ему вообще разговаривать? Не пытайтесь понять ребенка без слов, он должен все время стараться выражать свои желания устно, сначала бессвязными звуками, потом конкретными словами, потом осмысленными предложениями. Подкидывайте ему мотивацию говорить, даже если он еще не научился это делать.

Ревность и тревога

Желание родителей оградить ребенка от враждебных проявлений окружающего мира понятно и естественно. Но иногда оно заходит так далеко, что ребенок ограждается уже от всего, кроме самих родителей. Чужой человек – потенциальная угроза, он еще не обидел, но поведение родителя таково, что для ребенка нет особой разницы между «может обидеть» и «уже обидел». После общения с другими людьми (например, после приема у врача) ребенка жалеют, плохого человека ругают и т. п. В результате ребенок учится видеть мир заведомо враждебным и опасным. С таким миром ему не хочется общаться, он отгораживается от него разными средствами, одно из которых – молчание.

Излишняя требовательность

Вследствие низкой самооценки некоторые родители очень остро воспринимают неумение их детей что-либо делать. Это приводит к тому, что в первые опыты ребенка постоянно вмешиваются, подсказывают, делают сами и т. п. «Кто так рисует солнышко? Нужно вот так! Дай мне, я покажу! Так неправильно, дай я сама сделаю!» – даже в случаях, не имеющих отношение к речи, такое поведение родителей приводит к нежеланию развиваться. Постоянно оказывающийся в ситуации неуспеха ребенок будет безразличен ко всему на свете.

Психологическое давление

«Ты что, глупый? Тебе что, мало показывали? Ты что, двух слов связать не можешь?» – как и в предыдущем случае, родитель не верит в ребенка. Но мало того, что не верит, так еще и самоутверждается за его счет. Ребенок запуган, его реакция – промолчать и стерпеть. Он знает, что если не будет молчать, то взрослый разозлится еще сильнее. Бывают случаи, когда у ребенка проблемы с навыком речи, но его «из-под палки» заставляют говорить. Молчание становится своеобразным выражением протеста. В логопедии такое молчание известно как «речевой негативизм».

Соска, как это ни банально

Соска – это палочка-выручалочка для любого родителя. Ребенок кричит – дайте ему соску, он будет молчать. Ребенок тащит в рот все подряд – дайте ему соску, рот будет занят. Когда родителям надо побыть в тишине, когда у них нет времени, когда есть более важные занятия и т. д. выход один – заткнуть ребенку рот. Со временем это становится привычным выходом из положения, и все бы ничего, но научиться говорить с занятым ртом не получится даже у вундеркинда.

Есть и другие способы «отделаться» от ребенка. Аналогичной палочкой-выручалочкой чуть позже станут гаджеты и телевизор. Это очень удобно, но не заменяет ребенку настоящие игры и общение даже на малую долю.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения – внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез – недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.

Причины задержки речевого развития

Причины подразделяются на 2 большие группы: медицинские и социальные.

  • Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности.
Читать еще:  Неврозы у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Задержка речи может иметь наследственный характер: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка.

Становление произнесения может задерживаться из-за тугоухости. Речь формируется только подражанием, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

  • Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Критических периодов развития речи 3:

  • с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
  • 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
  • С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

  1. Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
  2. В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;
  3. В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;
  4. В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;
  5. В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;
  6. В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
  7. В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Задержка речевого развития (ЗПРР) у детей

Несмотря на обилие информации, которая льется из десятка девайсов, окружающих современного человека с самого рождения, наши дети всё чаще испытывают проблемы с речью, отказываясь говорить в два, три, пять лет. Врачи диагностируют задержку речевого развития. Родители, услышав такой диагноз, зачастую оказываются в растерянности и не находят иного способа помочь малышу начать коммуницировать с миром, кроме терпеливого ожидания. Современная медицина между тем предлагает не ждать, а использовать новые безопасные методы лечения ЗРР.

Нормы развития ребёнка в зависимости от возраста

Если брать нормы развития, то ребёнок с шести месяцев уже должен произносить лепетные слоги, а в речи малыша обязательно должны быть согласные звуки. В обиходе годовалого ребенка должно быть от 3 до 10 слов; в 1,5 года – 20-30 слов, у кого-то – 50; к 2-3 годам – от 50 до 200. Это мы говорим о норме. Если родители видят, что ребёнок использует в общении только звуки, не использует ни одного слова в возрасте 18 месяцев (это пограничный срок), тогда нужно обратить на это внимание и не ждать до 2-3 лет.

Читать еще:  Ребенок часто моргает одним глазом причины и лечение

Признаки ЗРР можно заметить еще до года. Первый признак – отсутствие согласных звуков в речи малыша (они могут произноситься вместе с гласными или отдельно). Второй признак – малыш не проявляет эмпатию: не смотрит в глаза, не реагирует на маму.

Причины задержки речевого развития

  1. Это множество девайсов, которые рано даются детям. У меня в практике была история, когда мама уже в три месяца показывала ребенку мультики, но, конечно, из хороших побуждений. Родители считают, что если ребенок смотрит мультики, он развивается. На самом деле это иллюзия.
  2. Еще причина – стрессы, которым подвержена женщина во время беременности. Что такое стрессы? Это гипоксия плода, это не всегда физиологически протекающие роды, это гипоксические изменения в мозге ребёнка, связанные с беременностью и родами, это то, что мамы до последних сроков беременности работают, водят машину. Еще причины – вирусные заболевания у женщин во время беременности, женщины могут быть носителями цитомегаловируса, токсоплазмоза, вируса герпеса – это то, что влияет на центральную нервную систему.
  3. И еще одна причина ЗРР – родители сегодня мало общаются со своими детьми. Мамы часто выходят на работу после месяца-двух декрета, и детям просто не хватает общения. Родитель включает компьютер ребёнку, телефон, а это не общение.

Эффективные методы обследования и диагностики

Основные методы: видео-ЭЭГ мониторинг, МРТ головного мозга, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника. Дополнительные методы: ультразвуковое сканирование сосудов, СВП (слуховые вызванные потенциалы) – исследование, которое помогает разобраться, есть ли проблемы на уровне слуха, то есть насколько ребенок вообще воспринимает речь, длительная и внимательная консультация невролога, консилиумный прием невролога и дефектолога- логопеда, нейропсихолога.

Методы и способы лечения задержек психо-речевого развития у детей

Как медицина сегодня может помочь детям, которые не могут познавать мир и общаться с миром с помощью речи?

Можно помочь медикаментозно, как раньше это делали: назначали ноотропные препараты, церебропротекторы. Но сейчас есть другие методики – аппаратные. Они очень эффективны, в частности одна из них – транскраниальная микрополяризация (Полярис).

Безопасный, эффективный метод, который используется уже более 25 лет. Он не зарекомендовал себя никакими побочными проявлениями со стороны детской психики и головного мозга. Эффективен при ЗРР, ЗПРР, расстройствах аутистического спектра. Это точечное воздействие на головной мозг, причем физиологическое воздействие!

Микрополяризация – процедура безболезненная: аппаратом воспроизводится сила тока, которая в настоящий момент есть у ребенка в головном мозге между нейронами. Что такое ток? Это движение электролитов – кальция, калия, магния и натрия, которые участвуют в проведении импульса. В зависимости от того, как они на мембране нейрона концентрируются, сколько их, как они через эту мембрану проходят, и строится речь, мысль. Процедура занимает 30-40 минут. Всего необходимо 10-12 процедур. Повторение курса через 2,5 – 3 месяца.

Так же, в лечении ЗПРР применяется еще один неинвазивный и безопасный метод лечения – биоакустическая коррекция

Развитие речи – это процесс длительный и трудоёмкий, он не ограничивается аппаратными методиками Нужны занятиями с логопедом и нейропсихолом, он требует постоянной работы родителей.

Помощь родителей

Что мамы и папы могут делать дома для того, чтобы их ребенок заговорил?

Выключать телевизор, не использовать телевизор в качестве фона. Очень часто в семьях бывает так: работает большой телевизор с хорошими колонками, приходит уставший папа, включает новости, а рядом сидит чадо, которое вроде бы и не слушает, как говорят родители, но воздействие на мозг ребенка идет. Это называется фоновое воздействие телевизора. Эффект одинаковый,как от фонового, так и от прямого воздействия.

Телевизор активизирует правое полушарие мозга. А речь – это левое полушарие мозга, центр Брока и центр Вернике. Лучше всего разговаривать с ребенком. В идеале выходить на улицу и рассматривать травинки, жучков, паучков, палочки, рассказывать малышу, какой они формы, цвета, откуда появился цветочек, то есть развивать еще и мышление.

В лечении задержек речевого развития, аутистических расстройств применяется только комплексный подход. Это коррекционная работа, это аппаратное лечение ( Полярис, БАК и БОС), это масссаж, это и медикаментозная терапия. Так же , необходима включенность всей семьи ребенка, поддержка папы.

В своей работе наш центр использует все эти методики, разрабатываются индивидуальные программы под каждого маленького пациента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector