Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития

Для того, чтобы как можно раньше выявить отставание в развитии речи у ребенка, родителям необходимо знать о возрастных нормах:

  • в 4 месяца — ребенок проявляет активную реакцию на обращение к нему взрослых, которая выражается улыбкой, агуканием или плачем;
  • в 9 месяцев – 1 год – стремление выговорить простые слоги;
  • 1 — 1,5 года — в активном словаре ребенка около 10 слов, в пассивном (то есть ребенок понимает значение слов, но не способен их выговорить) — около 40;
  • 1,5 – 2 года – самостоятельное формирование простых фраз;
  • 3 – 4 года – слова выговариваются четко, используются сложные предложения.

Отклонение от перечисленных параметров будет сигнализировать о наличии задержки в речевом развитии. Родителям следует незамедлительно обратиться к врачу – логопеду, неврологу, психологу. Если не обнаружить проблему и не заняться ее корректировкой на начальном этапе, то с возрастом она будет только усугубляться. Может появиться отставание в развитии психики, проблемы в общении со сверстниками. По данным статистики, если ребенок не заговорил до 6 лет, то шансы на его излечение – 0,2%, а после 7 лет они стремятся к нулю.

Тест-советы родителям

Обнаружить недуг можно с младенчества:

  1. Четырехмесячный младенец не откликается на «ути-пути» взрослых. Мало или совсем не улыбается.
  2. Не лепечет в восемь-девять мес.
  3. Годовалый произносит что-то, то очень тихо. Может совсем молчать
  4. Полуторагодовалый. Не произносит простейшие «мама, дай и пр.». Их значения для него бессмысленные, не реагирует на просьбы.
  5. Двухлетний. Малый словарный запас. Не запоминает новые.
  6. В 2 г 6 мес. Словарный запас до двух десятков. Не составляет фразы, не знает понятий предметов, тела.
  7. В три не выстроит предложение. Не воспринимает простые тексты. Невнятная скороговоркой речь с глотанием окончаний. Или, наоборот, заторможенная речь с растягиванием слов. Не в состоянии повторить дословно сказанное взрослыми.

К этим симптомам может добавиться повышенное слюноотделение, приоткрытый постоянно ротик. Обычно малыши гиперактивные, агрессивные, невнимательные, быстро устают. У них плохая память, воображение близко к нолю, слабо проявляют эмоциональные стороны. Органические изменения обнаруживаются на ЭЭГ, ВП. Будут выявлены сбои левого полушария.

Получается замкнутый круг. Трудности с речью, дите отстает психически и умственно. А получают информацию в основном из диалогов. Поэтому в 3-6 лет они такие «почемучки». Задумайтесь, родители, начните лечение раньше.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого рзавити, лечение зрр самара

Задержка речевого развития (ЗРР) – позднее овладение устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой.

Задержка речевого развития характеризуется несформированностью самостоятельной речи, скудностью словарного запаса, отсутствием у ребенка способности говорить фразами к 2 годам и отсутствием связной речи к 3 годам.

Лечение данной патологии достаточно сложная задача, к которой необходим комплексный подход нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда и остеопата.

Когда нужен остеопат?

Остеопат необходим, если причиной задержки речевого развития является нарушение нормального строения черепа в результате черепно-мозговых травм малыша во время беременности, родов, травм головы в первые годы жизни. При этом смещаются кости черепа относительно друг друга.

Далее возникают такие проблемы, как:

  • недоразвитие верхней челюсти, из-за чего уменьшается свободное пространство в полости рта и язык смещается назад;
  • чрезмерное давление в области височных костей;
  • раскоординированная работа мышц, соединяющих мягкое нёбо с носоглоткой;
  • ограничение подвижности подъязычной кости из-за перенапряжения мышц горла;
  • короткая уздечка языка ;
  • нарушение иннервации языка.

Диагностика задержки речевого развития у остеопата

Остеопат во время осмотра ребенка определяет поврежденные области и воздействует на них, возвращая их в правильное положение. Зачастую травмируются 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.

Лечение задержки речевого развития (ЗРР)

Лечение проводится при помощи деликатного физического воздействия на проблемные зоны в виде мягкого массажа. Помимо восстановления правильного положения смещенных черепных костей и нормализации тонуса мышц головы и шеи, улучшается кровоснабжение мозга. К нейронам начинает поступать должное количество кислорода и других питательных веществ. В результате нормализуются все функции головного мозга, в том числе и речь. Важно начинать лечение как можно раньше, поскольку с возрастом задержка речевого развития у детей только усугубляется и сложнее поддается терапии.

Если вас беспокоит развитие речи у ребенка, запишитесь на консультацию к нашему остеопату.

Симптомы зрр у детей

Родителям стоит обратить внимание на то, что если к 2 годам у ребёнка:

  • словарный запас менее 20 слов
  • невнятное произношение
  • не понимает и не отвечает на простые вопросы
  • не называет челнов семьи
  • не называет простые предметы

Это признаки отклонения от норм и повод обратиться к специалистам.

Задержка речевого развития – заболевание, возникновение которого может провоцировать целый ряд факторов: травмы при родах, физические травмы, повышенное внутричерепное давление, патологии внутриутробного развития, психологические расстройства, нарушение слуха, недостаточная концентрация слухового внимания, неразвитые мускулы рта и слабый мышечный тонус лица.

Читать еще:  Когда давать смекту ребенку до или после еды

Признаки ЗПРР

Конечно, все детки индивидуальны, и для каждого малыша существуют свои темпы развития. Но все же стоит обратить внимание на определенные моменты:

  • если Ваш ребенок к 4 месяцам не реагирует на Ваши слова и жесты, не улыбается;
  • если к 8-9 месяцам ребенок не лепечет, это может один из признаков задержки развития речи у ребенка в раннем возрасте;
  • к 1 году практически не издает никаких звуков, а к 1.5 годам не говорит простых слов «мама», «дай», не понимает обращенную к нему речь;
  • к 2 годам не повторяет новые слова, в своей речи использует совсем мало слов;
  • к 2,5 годам использует всего около 20 слов, не понимает названий частей тела, предметов, не может составить легкую фразу из 2-3 слов;
  • к 3 годам не может повторить за взрослым человеком фразу или составить легкое предложение, говорит слишком медленно, растягивая слова, или, наоборот быстро, «глотая» их окончания.

Если вы ранее заметили у своего ребенка вышеперечисленные признаки, связанные с задержкой развития речи у детей, рекомендуем немедленно обратится в центр по развитию речи в Киеве, или других областных центрах и начать комплексное лечение. В нашей клинике, вам помогут реабилитироватся от поставленного диагноза, но чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более высоки шансы на успешное комплексное выздоровление и правильное развития ребенка в будущем.

У детей с ЗПРР так же отмечается повышенное слюнотечение, часто приоткрытый рот, они малоэмоциональны или, наоборот, гиперактивны и агрессивны. Они слабо развиты физически. В большинстве случаев задержка психоречевого развития у детей диагностируется в возрасте 3-4 лет. В некоторых случаях это происходит и к 5 годам. Чем позже выставляется диагноз ЗПРР, тем в дальнейшем сложнее будет избавиться от него. Диагноз ЗПРР ставится на основании комплексного заключения специалистов центра развития речи в Киеве или других областных центрах Украины (детского невролога, логопеда, психолога).

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро», «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

– Задержку психоречевого развития (ЗПРР) официально должны определять члены психолого-медико-педагогической комиссии. Обычно там присутствуют невролог, логопед, психиатр, психолог. Официально поставить такой диагноз раньше 3-5 лет сложно. Но коррекцию можно и нужно начинать как можно раньше. По моему опыту, уже в полтора года можно отметить особенности в поведении ребёнка, в его реакциях на окружение, игровой детальности, тонкостях его восприятия мира. Конечно, на такого ребёнка нужно обратить внимание и предпринять меры.

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность. Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем. Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

Читать еще:  Воспаление легких у ребенка 3 лет симптомы и лечение

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения. У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах. Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики. У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию. Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать. Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание. И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании. В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений. К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР. Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка. Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию. То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией. Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё. Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

Читать еще:  У ребенка 4 года ангина с температурой лечение

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

Симптомы для обращения к детскому неврологу

Специалисты разделяют речь на два типа: экспрессивную и рецептивную. Первый тип развивается артикуляцией, т.е. малыш сначала овладевает звуками, потом слогами, а позже – словами. Рецептивный тип отвечает за способность осмысливать свои и чужие слова. Задержка речевого развития у детей может затрагивать оба этих типа.

задержка речевого развития у детей

Причин, из-за которых возникают проблемы, довольно много. На развитие речи ребенка могут повлиять наследственные факторы, проблемы со слухом, родовые травмы и многое другое. Часто задержка речи обусловлена неврологическими патологиями, поэтому коррекция должна проводиться под контролем врача.

Специалисты руководствуются принятыми нормами нормального формирования речевых навыков. Это достаточно обширный перечень, несоответствие которому является тревожным сигналом. Но задержку речевого развития у детей могут распознать сами родители. Есть несколько выраженных признаков, по которым можно судить о наличии проблемы.

Необходимо обратиться к врачу, если ребенок:

  • В 3-4 месяца не гулит и не дает никаких реакций на обращение взрослых;
  • В полгода не лепечет, а к году не складывает звуки в слоги;
  • К полутора годам не воспринимает имена людей и названия предметов;
  • К 2-м годам не строит простые предложения, не понимает элементарных просьб;
  • В 3 года не может воспроизвести связный рассказ, плохо произносит слова.

Важно внимательно следить за развитием речи ребенка. Родителям нужно обращать внимание не только на количество произносимых слов. Обращаясь к ребенку и не видя реакции, они должны осознавать, что дети могут не просто игнорировать взрослого, а не понимать того, что им говорят.

Результативное лечение в центре «ЭСКУЛАП+»

Задержка речевого развития у детей должна лечиться своевременно. Многие родители упускают время, решая просто подождать, когда малыш наконец-то заговорит. Этому способствуют различные убеждения, порой не имеющие под собой никаких оснований. Например, что мальчики сильно отстают в развитии от сверстниц или что проблема решится после начала посещения детсада.

задержка речевого развития у детей

К сожалению, во многих случаях ситуация только усугубляется. Развитие речи неразрывно связано с мышлением, памятью, навыками письма. Не скорректированные вовремя проблемы могут привести к задержке психического развития, плохой успеваемости в школе и т.д. Чем старше становится ребенок, тем тяжелее искоренить проблему.

Эффективные методы лечения, которые использует детский невролог нашего медицинского центра, позволяют исправить ситуацию и в короткие сроки достичь положительной динамики. В основном, усилия по борьбе с задержкой речевого развития у детей сводятся к трем основным методикам:

  • Прием медикаментов; ;
  • Специальная коррекция.

Лекарственные препараты используются для того, чтобы активировать участки головного мозга, связанные с речевым аппаратом. Это очень важный этап лечения. Многие родители настораживаются, когда им говорят о необходимости приема ноотропов. Но это нужная и безопасная мера, которая дает видимые результаты.

Невролог центра «ЭСКУЛАП+», который помогает преодолевать задержку речевого развития у детей, использует прогрессивные методы, дающие хорошие результаты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector