Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как вовремя распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как вовремя распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – состояние мозга, изменяющее способность к концентрации внимания. Чаще встречается у детей школьного возраста. Термин относят к ряду нарушений поведения: невнимательности, импульсивности, гиперактивности. СДВГ может являться составляющей симптомокомплекса, включающего другие нейробиологические нарушения, например, трудности обучения. СДВГ – хроническое расстройство, т. е. влияющее на индивида на протяжении жизни. Порядка 30 % детей либо перерастают, либо адаптируются к состоянию в дальнейшей жизни.

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Дети с таким нарушением могут:

● Часто вертеться и ерзать на стульях;
● Безостановочно разговаривать;
● Постоянно находиться в движении, стремиться потрогать, поиграть со всем, что находится в поле зрения;
● Испытывать сложности с тем, чтобы оставаться на месте во время урока, при выполнении домашних заданий, за приемом пищи и пр.;
● Неспособны сохранять тишину во время выполнения заданий.

Причиной возникновения СДВГ может служить наследственность или сочетание таких факторов, как повреждения головного мозга на ранних этапах развития, неблагополучная окружающая среда, неправильный стиль воспитания. При отставании или нарушении развития управляющих функций мозга, отдельные способности могут быть развиты у этих детей на высоком уровне.

Родители и учителя могут упустить факт наличия у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, особенно если он остается очень тихим и малоподвижным, – при внешней сосредоточенности в действительности ребенок может не концентрироваться на выполняемом задании.

Детей с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины и воспитания, хотя первопричиной подобного поведения могут быть не столько особенности характера и воспитание, сколько описанные нарушения развития.

Большое значение имеет раннее начало психологической помощи ребенку и его семье при наличии признаков такого нарушения.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 1 из 20 современных детей и подростков. В статье рассмотрены новые диагностические критерии СДВГ по классификации DSMV, в которых содержатся следующие основные изменения: возраст манифестации — до 12 лет; усилено требование к кросс-ситуационному характеру симптомов; отражена возрастная динамика СДВГ и вводится пороговое число симптомов для взрослых пациентов; допускается коморбидность с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются особенности обследования детей и подростков с СДВГ. Лечение синдрома должно быть комплексным и включать методы коррекции поведения, психотерапии, нейропсихологической коррекции. Лекарственная терапия требует достаточной продолжительности, поскольку улучшение состояния должно распространяться не только на основные проявления СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов. Как показало обследование группы детей с СДВГ, во время длительных курсов лечения гопантеновой кислотой для преодоления не только основных симптомов, но и нарушений адаптации и социально-психологического функционирования (улучшения самооценки, общения с окружающими и социальной активности) необходимы сроки лечения не менее 4–6 мес. Разработка и применение комплексной коррекции при СДВГ должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер.

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Young S., Fitzgerald M., Postma M. J. ADHD: making the invisible visible. An Expert White Paper on attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): policy solutions to address the societal impact, costs and long-term outcomes, in support of affected individuals. London. 2013. 26 p.

2. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM–V). American Psychiatric Association. Washington. 2013. 947 p.

3. Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd edn). New York: Guilford Press. 2005. 770 p.

4. Biederman J., Pettya C. R., Clarkea A., Lomedicoa A., Faraone S. V. Predictors of persistent ADHD: An 11-year Follow-up Study. J. Psychiatr. Res. 2011; 45 (2): 150–155.

5. Kooij S., Bejerot S., Blackwell A., Caci H., Casas-Brugue M., Carpentier P. J., Edvinsson D., Fayyad J., Foeken K., Fitzgerald M., Gaillac V., Ginsberg Y., Henry C., Krause J., Lensing M. B., Manor I., Niederhofer H., Nunes-Filipe C., Ohlmeier M. D., Oswald P., Pallanti S., Pehlivanidis A., Ramos-Quiroga J. A., Rastam M., RyffelRawak D., Stes S., Asherson P. European consensus statement on diagnosis and treatment of adult ADHD: The European Network. BMC Psychiatry. 2010; 10: 67.

Читать еще:  Вальгусная деформация стопы у ребенка 6 лет лечение

6. Zavadenko N. N. Giperaktivnost’ i defitsit vnimaniya v detskom vozraste [Hyperactivity and Attention Deficit Disorder in Children]. Moscow, Akademiya, 2005. 256 p.

7. Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749–754.

8. MKB-10 — Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv. Issledovatel’skie diagnosticheskie kriterii [ICD-10 — the International Statistical Classification of Diseases (10th revision). Classification of Mental and Behavioral Disorders. Research Diagnostic Criteria.]. St. Peteresburg, 1994. 208 p.

9. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition (Revision). American Psychiatric Association. Washington. 2000. 943 p.

10. Goldstein S., Schwebach A. J. The comorbidity of pervasive developmental disorder and attention deficit hyperactvity disorder: results of a retrospective chart review. J. Autism Dev. Disord. 2004, 34 (3): 329–339.

11. Lee D. O., Ousley O. Y. Attention-deficit hyperactivity disorder symptoms in a clinic sample of children and adolescents with pervasive developmental disorders. J. Child Adolesc. Psychopharmacol. 2006; 16: 737–746.

12. Simashkova N. V. Rasstroistva autisticheskogo spektra. Nauchno-prakticheskoe rukovodstvo [Autism Spectrum Disorders. Scientific and Practical Guidance]. Moscow, Avtorskaya Akademiya, 2013. 264 p.

13. Banaschewski T., Poustka L., Holtmann M. Autism and ADHD across the life span: differential diagnoses or comorbidity? Der Nervenarzt. 2011; 82 (5): 573–581.

14. Kotte A., Joshi G., Fried R., Uchida M., Spencer A., Wood worth K. Y., Kenworthy T., Faraone S. V., Biederman J. Autistic traits in children with and without ADHD. Pediatrics. 2013; 132 (3): 612–622.

15. Barkley R. A. Deti s vyzyvayushchim povedeniem. Klin. ruk-vo po obsledovaniyu rebenka i treningu roditelei. Per. s angl [Children with Attitude Problems. Clinical Guideline in Child Diagnosis and Parent Training. Translated from English]. Moscow, Terevinf, 2011. 272 p.

16. Altin M., El-Shafei A. A., Yu M., Desaiah D., Treuer T., Zava denko N. N., Gao H. Y. Pharmacological treatment for attention deficit hyperactivity disorder: functional outcomes in children and adolescents from non-Western countries. Drugs in Context. J. Inter ventions Clin. Pract. 2013; 212–260: 1–12. Doi: 10.7573/dic.212260 www.drugsincontext.com (open access).

17. Riley A. W., Forrest C. B., Starfield B., Rebok G. W., Robertson J. A., Green B. F. The parent report form of the CHIP-child edition: reliability and validity. Med. Care. 2004; 42: 210–220.

18. Zavadenko N. N., Suvorinova N.Yu. Zhurn. nevrol. i psikhiatrii im. S. S. Korsakova — S. S. Korsakov journal of neorology and psychiatry. 2011; 111 (10): 28–32.

19. DuPaul G. J., Power T. J., Anastopoulos A. D., Reid R. ADHD Rating Scale-IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpretations. New York: Guilford. 1998. 80 p. 20. Weiss M. D., Wasdell M. B., Bomben M. M. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P). BC Children’s Hospital. 2004. 10 p.

Для цитирования:

Заваденко Н.Н. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. Вопросы современной педиатрии. 2014;13(4):48-53. https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084

For citation:

Zavadenko N.N. ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER: MODERN PRINCIPLES OF DIAGNOSTICS AND TREATMENT. Current Pediatrics. 2014;13(4):48-53. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084

Creative Commons License

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

У ребенка дефицит внимания — что делать?

Как уже говорилось ранее, речь идёт о серьёзном расстройстве психики, нуждающемся в коррекции и лечении. Кроме профессиональной помощи со стороны детских психологов и психотерапевтов, многое зависит от тактики, которую выработают родители по отношению к такому ребёнку. Ругать его за неадекватные действия не имеет смысла. Оптимальный вариант — включиться в процесс и предложить свою помощь при выполнении ребёнком повседневных дел (уборка вещей, подготовка школьных уроков). Если он проявляет старания и успешно выполняет какие-либо действия или поручения, его обязательно нужно хвалить, даже если успех был скромным. Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенным и станет стимулировать его к дальнейшим верным поступкам и решениям.

Читать еще:  Ларингит у ребенка 2 лет лечение в домашних условиях

Даже если что-то получается неудачно, важно поддерживать ребёнка, а снизить проявления гиперактивности или излишней импульсивности помогают спокойное музыкальное сопровождение, игры в «настолки» или принятие тёплой ванны.

Для школьника родители могут составить дневное расписание, чтобы он целенаправленно приучал себя к выполнению конкретных действий и задач. Важно продумать очерёдность, последовательность их выполнения, чтобы заранее выстраивать в голове план, согласно которому следует действовать каждый день.

Общение с таким ребёнком порой тяжёлое и непростое, но именно оно и выработанная тактика родительского поведения помогут семье справиться с СДВГ и направить энергию в нужное русло. Диагноз не является приговором, а болезнь подлежит лечению и хорошо ему поддаётся коррекции.

занятия с психологом

синдром дефицита внимания

Диагноз должен быть поставлен специалистом по психическому здоровью с опытом лечения, но также необходимо дополнительные обследования, среди них:

  • консультации психотерапевта и психиатра; ;
  • сканирования мозга (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография сосудов (УЗДГ).

Как правило, взрослые имеют этот диагноз, только если есть доказательства того, что у них были симптомы в детстве. Признаки также должны присутствовать в более чем одной ситуации (например, на работе и дома) и влиять на повседневную жизнь. Показательно наличие от 5 симптомов в пределах полугода. Если вы обнаружили такое количество симптомов следует обязательно обратиться к врачу.

Кто виноват?

Родители часто задаются вопросами: «Почему ребенок заболел? Откуда взялась эта напасть? Что мы сделали не так? Что просмотрели? В чем ошиблись?». Не стоит терзаться. На сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что синдром дефицита внимания и гиперактивности может развиться исключительно под воздействием среды или методов воспитания. А вот правильно организованная жизнь существенно уменьшает выраженность симптомов. Скорее всего, корни проблемы кроются в генетике и нейробиологии, а пусковым механизмом становятся стрессы, в том числе вызванные резкими переменами в жизни (смерть родственника, развод родителей, потеря работы кем-то из них, переезд, смена школы и т.п.), медицинские проблемы (хроническая инфекция, синдром тревожности или депрессия).

Некоторыми исследованиями выявлена положительная корреляция между курением, употреблением алкоголя женщинами в период беременности и наличием СДВГ у их детей. Повышенный уровень свинца в крови ребенка также может способствовать развитию синдрома. Одна из ранних теорий о причинах возникновения патологии называла в качестве главного фактора мозговую травму. Действительно, у детей, перенесших сотрясение мозга, риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности повышен. Вместе с тем только у небольшого числа таких пациентов в анамнезе есть указания на травму головы. Многие обвиняют в развитии заболевания пищевые добавки (особенно синтетические красители) и широкую доступность всевозможных сладостей. Пока научных подтверждений этой гипотезы нет, но следует рекомендовать пациентам с СДВГ ограничить потребление «цветных» сладостей.

Как показывают исследования, синдром дефицита внимания и гиперактивности — болезнь семейная. Вероятность возникновения патологии у ребенка на 25% больше, если кому-то из ближайших родственников поставлен диагноз СДВГ.

Лечение СДВГ в Израиле

Диагностика и лечение СДВГ и СДВ в Медицинском центре «Шиба»

Распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может оказаться чрезвычайно сложно. Даже у пациентов и их родителей масса вопросов о том, что влечет за собой диагноз СДВГ. Некоторые верят, что это — просто разновидность характера. Однако СДВГ является общепризнанным нарушением со своими факторами риска, симптомами и лечением.

Поделиться

Кроме того, существует неопределенность в отношении того, к какому разделу медицины относится СДВГ. Относится ли он к неврологии, психиатрии или к другой специализации?

Доктор Шай Менашко, ведущий детский невролог Медицинского Центра «Шиба», расположенного в Израиле, объясняет: «СДВГ обусловлен, в основном, наследственными факторами, кроме того, свой вклад вносят биологические компоненты, компоненты окружающей среды и развития, часто он сопровождается пониженной обучаемостью, нарушениями в поведении, расстройствами сна, тревожностью, депрессией и злоупотреблением наркотиками и алкоголем».

Программа действий Медицинского Центра «Шиба» для СДВГ

«Шиба» предлагает комплексный план диагностики и лечения пациентов с подозрением на СДВГ. Вкратце, этот всесторонний подход включает:

  • Опросные листы и встречи с терапевтом
  • Оценку внимания и концентрации во время двух встреч с врачом
  • Компьютерную диагностику, состоящую из теста МОХО и теста вариабельности внимания (TOVA)
  • Один или два сеанса психотерапии
  • Рекомендации для родителей и воспитателей
  • Подбор необходимого медикаментозного лечения, если оно требуется
Читать еще:  Сколько дней после прививки кпк держится температура

Каковы признаки СДВГ у детей?

К симптомам СДВГ у детей относятся отсутствие внимания к деталям, сложность слушать на протяжении длительных периодов времени, неугомонность, сложность оставаться спокойным, беспокойное ерзанье, нервозные движения, прерывание бесед и чрезмерная разговорчивость.

Дети, страдающие от СДВГ, как правило, шумно играют, им сложно переключатся или успокаиваться, они склонны мешать занятиям других.

ADHD Treatment Sheba Medical Center in Israel 300x283

Каковы возрастные границы для диагностики ДСВГ?

Исследования показывают, что неспособность младенцев в относительно раннем возрасте, около года, спать всю ночь, может являться предвестником СДВГ. Дополнительные признаки становятся заметными в раннем детстве.

Эти признаки включают неугомонность, гиперактивность, проблемы со сном и отсутствие концентрации. Процедуры клинической диагностики могут проводиться для детей от пяти лет, но при этом важно уделять внимание переменам в поведении ребенка, произошедшим ранее.

Если вы считаете, что ваш ребенок любого возраста проявляет признаки СДВГ, вы можете связаться с нами для того, чтобы посоветоваться и получить рекомендации. Чем раньше подтвердится диагноз, тем скорее лечение начнет улучшать качество жизни вашего ребенка.

Последствия СДВГ

Дети или взрослые с СДВГ могут быть подвержены следующим сопутствующим нарушениям:

Диагностика СДВГ у родителей

Родители, детям которых был поставлен диагноз СДВГ, часто вспоминают, что им самим в детстве было диагностировано это нарушение. Это – обычное явление, так как СДВГ представляет собой наследуемое/генетическое явление.

Поэтому врач на первой встрече, проводимой для ребенка с СДВГ, всегда будет спрашивать о собственной истории болезни СДВГ родителей. В большинстве случаев родители, когда слышат о симптомах СДВГ, вспоминают свои собственные трудности в школе. Многие родители помнят чувства разочарования и невоплощенного потенциала в течение своих школьных лет. Если родителям не было поставлено официального диагноза СДВГ, врач часто порекомендует пройти профессиональное тестирование на СДВГ.

Диагностика СДВГ в «Шибе»

Несмотря на то, что первопричиной СДВГ является уникальная физиология мозга, методы диагностики этого нарушения в основном состоят из опросных листов, касающихся поведения пациента.

Диагноз СДВГ ставится профессиональным врачом – психиатром, неврологом, невропсихологом или клиническим психологом. Диагноз ставится на основе следующих составляющих:

  • Сбора подробного анамнеза о детстве ребенка и его родителей. При работе с очень маленькими детьми большая часть анамнеза будет получена от родителей. Дети старшего возраста могут предоставить больше сведений о себе.
  • Проведения клинического исследования в соответствии с принятыми методиками. Это исследование ориентируется на поиск признаков сопутствующих нарушений, таких как необучаемость, нарушения поведения, нарушения сна и т.д., а также дополнительных особенностей индивидуальности и познавательной способности ребенка.
  • Оценки опросных листов, заполненных взрослыми, окружающими ребенка, такими как родители и учителя.
  • Изучения текущей функциональности ребенка с упором на внимание и концентрацию, а не на сопутствующее поведение.
  • Проведения дополнительных тестов, если это необходимо. Эти тесты могут включать проверку зрения, остроты слуха, неврологическое исследование и исследование развития.
  • Формирования заключения после завершения диагностики с целью создания четкой картины состояния ребенка. После того, как заключение сформировано, начинается лечение.

Лечение СДВГ в «Шибе»

Группа экспертов «Шибы» подходит к лечению СДВГ комплексно. Обеспечивается лечение как самого СДВГ, так и симптомов. Лечение разработано так, чтобы ребенку было легче учиться и поддерживать социальные связи.

Лечение СДВГ в Медицинском центре «Шиба» разнообразно и включает в себя медикаментозное лечение, рекомендации для родителей, учителей и пациентов, а также стратегию по контролю симптомов СДВГ. Наши специалисты, наряду с медикаментозным лечением, используют поведенческую терапию и психотерапию.

ЗАПРОСИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Клиника Шиба предоставляет современные персонализированные медицинские услуги для пациентов со всего мира. Шиба – крупнейшая больница в регионе, которая обеспечивает комплексную медицинскую помощь и индивидуальный подход к каждому пациенту.

Запросите консультацию, и куратор Департамента медицинского туризма Шибы свяжется с вами в ближайшее время:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector