Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выявляем и корректируем дислексию у младших школьников

Выявляем и корректируем дислексию у младших школьников

Родители первоклассников сталкиваются с множеством проблем в связи с началом учебной деятельности своего малыша. Это касается не только материальных и временных затрат на подготовку к школе, но и часто выявления довольно неприятных отклонений в развитии ребёнка, которые сказываются на его успеваемости. В числе таких нарушений значится и дислексия. Каковы особенности отклонения у младших школьников и поддаётся ли это коррекции с помощью упражнений?

Содержание Свернуть

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Упражнения

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Какие виды дисграфии бывают?

Обычно выделяют 5 форм дисграфии. Исправление напрямую зависит от того, какую из форм она принимает, поэтому правильная классификация тут имеет первостепенное значение.

Самая часто встречающаяся разновидность — это сбои языкового анализа и синтеза. При нем буквы переставляются местами, сдваиваются или наоборот пропускаются. Аналогичные сложности наблюдаются со слогами и даже целыми словами.

Помимо этого, встречаются следующие формы:

  • Артикуляторно-акустическая: ребенок пишет слова, как произносит, а произносит неверно. В этом случае коррекция дисграфии начинается с исправления звукопроизношения.
  • Акустическая. Путаница обычно с фонетически близкими звуками, звонкими и глухими, свистящими и шипящими (С-Ш, З-Ж, Д-Т, В-Ф), а также твердыми и мягкими («писмо», «погулят» и прочее).
  • Аграмматическая. Характеризуется неумением изменять окончания и согласовывать члены предложения. При этом виде дисграфии школьнику не даются правила, касающиеся падежей, родов, чисел, времен.
  • Оптическая. Когда ребенку не видна разница между схожими символами (П-Н, Е-В…)
Читать еще:  Аритмия у ребенка 3 лет причины и лечение

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

Дисграфия пример

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Дисграфия — что это за болезнь?

Рассматривается такое заболевание, как дисграфия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы дисграфии и как с ней бороться ребенку и родителям.

Дисграфия относится к особенностям реализации нервно-психических функций, которые затрагивают весьма незначительную часть возможностей психики человека, однако могут повлечь за собой серьезные трудности в социализации и развитии ребенка.

Часто из-за недостаточной информированности педагогов и родителей дисграфия превращается в настоящий кошмар для школьников. О том, что такое дисграфия и как с ней бороться – читайте далее.

Дисграфия - что это за болезнь?Дисграфия — что это за болезнь?

Письмо — отфильтрованное мышление.

Стивен Кинг. Как писать книги. Мемуары о ремесле

Что такое дисграфия?

Первое, что необходимо знать о дисграфии: это не психическое заболевание и не «отклонение». Если у ребенка диагностирована дисграфия, это не значит, что он глупее или хуже прочих детей. Однако полное игнорирование этой особенности, безусловно, может повлечь за собой трудности в развитии.

Дисграфия диагностируется в основном у учеников средней школы. У дошкольников достоверно установить диагноз не представляется возможным ввиду возраста, а у взрослых дисграфия может возникнуть только вследствие поражения определенных зон головного мозга вследствие перенесенной болезни или в комплексе другого психического заболевания.

  • неспособность согласовать слова по падежам (только на письме);
  • неспособность писать слоги в словах слитно (или раздельно);
  • отсутствие окончаний в словах;
  • замена слогов в слове местами и т.д.

Гораздо серьезнее самой проблемы являются ее психологические последствия, связанные с осуждением и насмешками со стороны сверстников, педагогов и даже (к сожалению, это не редкость) родителей. Окружающие, не понимающие невозможности ребенка нормально осуществлять письмо, принимают дисграфию за лень, отсутствие старания или глупость. Вслед за этим, как правило, следует наказание, плохие оценки и репутация «глупого», «неспособного», «ленивого» ребенка.

Особенности дисграфии у школьников


Дисграфия - трудности в чистописанииДисграфия — трудности в чистописании

В связи с тем, что письмо является неотъемлемой частью учебы и общего развития ребенка, дисграфия резко бьет по успешности обучения, практически «ставя крест» на дальнейшем образовании. Именно поэтому так важна своевременная коррекция частичной неспособности к письменной речи.

Помимо этого, не всегда и не все замечают проблему. Многие дети подвергаются жесткой критике и даже агрессии со стороны родителей и учителей за неспособность хорошо учиться. Это вызывает тяжелый комплекс вины, чувство собственной ущербности по сравнению со сверстниками. В результате ребенок еще больше закрывается, снижает ожидания к собственным успехам и перестает развиваться в интеллектуальном плане.

Читать еще:  Свечи для лечения трещины прямой кишки у ребенка

Существует прямая зависимость между недооцененными успехами школьников и ранним формированием зависимостей. Не найдя одобрения и успеха в школьной программе, ребенок может эскапировать в компьютерные игры, «сомнительные» компании, вплоть до увлечения алкоголем и наркотиками. Поддержка и адекватное отношение к школьникам с дисграфией позволяет уберечь их от психологической травмы и девиантного поведения в будущем.

Виды дисграфии

Дисграфия редко проявляется в «чистом» виде. У детей и подростков часто наблюдается комплекс нарушений восприятия и продуцирования речи, возникший вследствие нарушений развития определенных зон коры или определенных воздействий в процессе развития.

  • Артикуляционно-акустическая. Слова пишутся с ошибками, потому что ребенок одновременно не может правильно их выговаривать и воспринимать на слух. Ошибочное произношение кажется ему верным, отсюда и появляются ошибки на письме.
  • Акустическая. Ошибки возникают из-за того, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию буквы.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
  • Аграмматическая. Часто развивается в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках. Ребенок при этом не усваивает нормы согласования слов в роде и падеже.
  • Оптическая. Ребенок не различает начертание букв, «зеркалит» их, добавляет лишние детали и т.д.

Признаки

Установить наличие дисграфии можно не ранее, чем в 8,5-9 лет. Это тот возраст, когда у детей устанавливается почерк и уверенная способность к письму.

Установить наличие дисграфии может только специалист: нейропсихолог или логопед. Очевидными признаками расстройства служат типовые повторяющиеся ошибки, которые не связаны со знанием языка.

Как было сказано выше, при различных формах дисграфии типичны разные ошибки. Важно учитывать при этом и дополнительные факторы: общую развитость мелкой моторики ребенка, правильность речи, языковую среду и общий уровень интеллектуального развития.

Примеры

Различные виды дисграфии вызывают различные типовые ошибки.

  • Акустическая и артикуляционно-акустическая: хлеб – «хлеп», игра – «икра», в школу – «фшколу». Разница между первой и второй формой состоит в том, что в случае артикуляционно-акустической дисграфии ребенок неправильно проговаривает слова, а не только прописывает.
  • Несформированность языкового анализа и синтеза: найти – «на йти», идти в школу – «и дтившколу», мишка – «миш».
  • Аграмматическая: кошка села – «кошка сесть», солнце встало – «солнце встала».
  • При оптической дисграфии изменяется начертание букв, добавляются лишние: шишка – «шишишка».

Причины

Причины дисграфии могут лежать в различных плоскостях. Прежде всего, это нарушения работы определенных областей коры головного мозга. Особенности их функционирования могут быть связаны как с наследственностью, так и с травмами, инфекциями, неблагоприятным течением беременности, отравлениями и т.д.

Другая причина – неблагоприятная обстановка для обучения. Разноязычные родители, смена страны проживания, элементарная запущенность в воспитании могут привести к тому, что ребенок неверно усваивает языковые особенности письма.

Реже встречается нехватка речевых контактов: ребенок предоставлен телевизору и компьютеру, с ним мало разговаривают, он практически не общается устно со сверстниками и не читает книг. Либо обратная ситуация: семья проживает вдали от цивилизации, мало общается между собой, ребенок с малых лет работает и не обучается ни правописанию, ни чтению.

Профилактика

Профилактикой дисграфии является гармоничное и своевременное развитие высших психических функций ребенка. Развитие должно происходить последовательно и без принуждения: например, некоторые специалисты говорят о влиянии применения «ходунков» на развитие дисграфии, т.к. «скачок» через нормальную стадию ползания препятствует естественному развитию моторных зон в коре больших полушарий.

Читать еще:  Стрептодермия у детей: причины, симптомы, карантин

Кроме того, с ребенком необходимо много говорить, стараясь грамотно выстаивать свою речь и стимулируя развернутый и грамотный устный ответ. Развитие мелкой моторики в раннем возрасте также положительно сказывается на развитии письма впоследствии.

Наконец, родителю следует быть чутким и внимательным к проблемам своего ребенка и не занимать обвинительную позицию по отношению к его трудностям и неудачам. Коррекцию дисграфии, если прослеживаются ее характерные признаки, лучше начинать в раннем возрасте с привлечением квалифицированного специалиста, дабы избежать трудностей в дальнейшем.

Лечение, коррекция


Избавляемся от дисграфииИзбавляемся от дисграфии

Так как немалую долю в развитии дисграфии играет состояние коры головного мозга (в частности, ее моторных зон), в лечении дисграфии может быть использована медикаментозная и физиотерапия. Лечение включает в себя препараты для улучшения питания клеток головного мозга, а также упражнения, направленные на усиление кровообращения и развитие общих моторных функций.

В качестве специфического метода воздействия разрабатывается индивидуальный комплекс процедур, включающий в себя восполнение недостающих «звеньев» в процессе развития речевых навыков. Ребенок читает вслух, пишет диктанты, тренируется в элементах чистописания и т.д.

Упражнения для коррекции дисграфии

Логопед составляет программу коррекции дисграфии с учетом наличного состояния психики ребенка. Вместе с правильностью письменной речи улучшаются все навыки, отвечающие за успешность освоения новой информации, в частности, школьной программы.

  • психогимнастика (разучивание стишков, сопровождающихся активными движениями и жестикуляцией),
  • разучивание правил правописания,
  • выполнение упражнений на улучшение запоминания (увеличение объема активной памяти и освоение ресурсов памяти),
  • выполнение упражнений для развития мелкой и крупной моторики (подвижные игры, чистописание, рисование, манипуляции с мелкими предметами) и т.д.

Прогноз

Несмотря на кажущуюся сложность коррекции, прогноз для детей и подростков с дисграфией положительный. Если сложности в письме не связаны с прогрессирующим психическим расстройством, то их можно скорректировать таким образом, что человек практически не будет испытывать трудностей с письмом.

Жизнь человека с дисграфией в современном мире существенно облегчена наличием компьютеров и других электронных устройств с быстрой автоматической проверкой правописания.

Если вы или ваш ребенок сталкивались с проблемой дисграфии и ее преодоления, поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.

Профилактика дисграфии

Первичные профилактические мероприятия при дисграфии у детей направлены на предотвращение развития любых патологий у женщины во время беременности и родов, а также снижение родового травматизма. Кроме этого, необходимо на ранних этапах выявлять неврологические нарушения у малыша и проводить их своевременное лечение.

Вторичная профилактика заключается в своевременной диагностике проявлений дисграфии и проведении реабилитационных мероприятий, в которых должны участвовать родители малыша, педагоги, логопед, психолог.

Коррекцию грамматических ошибок необходимо начинать еще в раннем возрасте. Воспитатели в садике должны обращать внимание на то, как ребенок произносит слова, строит предложения и исправлять его речь.

В последние годы наблюдается тенденция к раннему изучению иностранных языков. Считается, что если ребенок начинает учить второй язык с трех лет, то учеба дается ему легче и он быстрее осваивает новый язык. Но у этого есть и обратная сторона. В результате обучения у ребенка могут развиться такие патологии, как дисграфия и дислексия.

Родители не должны повторять за ребенком неправильное произношение слов. Наоборот, нужно не лениться и каждый раз поправлять малыша, обращая его внимание на то, как правильно произносится то или иное слово. Это позволит в будущем избежать проблем с письменной речью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector