Girlgames4you.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задержка речевого развития у детей 3 лет: возможные причины, симптомы и методы терапии

Задержка речевого развития у детей 3 лет: возможные причины, симптомы и методы терапии

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

задержка речевого развития у детей 3 лет

Задержка речевого развития

В настоящее время, при плановом профилактическом осмотре «узкими специалистами» медицинского учреждения в 3 года жизни ребенка все большее количество родителей при обращении к логопеду слышат заключение от специалиста: «У Вашего ребенка задержка речевого развития».
Естественная позиция родителя — защитить своего малыша, доказав, что ребенок все понимает и все делает и он вообще нормальный! Он отлично играет с игрушками и строит сложные замки из конструкторов. Ребенок «говорит», но активно при помощи мимики и жестов, или даже звукоподражательными слогами, но мы то, родные понимаем его!

Задача логопеда успокоить родителей в том, что их ребенок физически здоров, но стоит обратить внимание на следующие факторы риска, которые привели к задержке речевого развития. Соответственно,если они были — сделать первый шаг на пути развития речи малыша.

Какие основные причины, влияющие на темп развития речи ребенка?

  • перинатальные патологии;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • болезни головного мозга;
  • травмы головы;
  • проблемы со слухом и зрением;
  • особенности в строении артикуляционного аппарата (нарушения прикуса, укорочение подъязычной связки).

При этом стоит так же учитывать факторы, предрасполагающие к задержке речи у детей, а именно:

  1. Беременность мамы проходила с угрозой прерывания, токсикозом, ОРВИ; роды со слабой родовой деятельностью, стимуляция.
  2. До конца первого года ребенок наблюдался у врача-невролога по органическим поражениям ЦНС,травмам шейного отдела позвоночника; функциональным изменениям в психо-моторном развитии ( по двигательным навыкам «сидеть-ползать-ходить»: ребенок значительно опережал либо отставал в границах сензитивных периодов)
  3. Ребенок очень мало (до 2 месяцев) либо наоборот, более полутора лет находился только на грудном вскармливании, позже сосал бутылочку или соску-пустышку/палец (до 2 и более лет)
  4. Ребенок не очень активен в общении, не любит слушать обращенную к нему речь, либо наоборот: ребенок не знает «границ» социального поведения, не пользуется речевыми поведенческими общепринятыми стандартами в собственной деятельности.
  5. Ребенок хаотично манипулирует игрушками, особо не играя ими. Либо наоборот: «застревает» на одной игрушке, не придавая внимания другим способам игр и развлечений.
  6. Ребенок предпочитает чтению книг и прослушиванию чтения сказок-просмотр ТВ программ или других электронных носителей информации.
  7. Речь ребенка скудная, по большей части отдельными звукопоражательными слогами (би-би, вместо машинки; гав-гав, вместо собаки и т. п.).Активная жестовая речь с использованием мимики лица.
  8. Ребенок плохо ориентируется в своем теле и пространстве.
  9. Слабо сформированы гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
  10. Ребенок очень избирателен в питании, ест однотипный набор продуктов, предпочитая простые углеводы,продукты с большим количеством сахара; пюреобразную пищу.

Необходимо предупредить родителей о том, что не стоит ждать значительных сдвигов в развитии речи ребенка в первые недели занятий. Помним о том, что мы (логопед—родитель) будем работать на «перспективу» или на зону актуального развития: будем закладывать знания, умения и навыки в психо- моторном развитии , которые как пусковой механизм дадут толчок для развития речи ребенка.

Какие основные рекомендации по развитию речи ребенка до трех лет?

1. Жизнь ребенка должна быть вся озвучена. Разговаривайте с малышом, как со взрослым, не «сисюкая», коверкая язык; все предметы и явления называем своими именами.
2. Ограничьте время просмотра ТВ программ, исключите игры на компьютере, гаджетах; уменьшите количество игрушек, хаотично разбросанных в квартире; все это не дает толчка к развитию речи, а лишь «отвлекает», перегружая основные анализаторы от ежедневной продуктивности в развитии речи.
3. При диалогах с ребенком обращайте его внимание на вашу артикуляцию; показывайте как работает ваш язык, губы, щеки.
4. По возможности делайте систематически артикуляционную гимнастику; если малыш еще совсем мал, то на помощь вам придут продукты и еда из холодильника: йогурты, варенье, сметана (можно слизывать с губ, зубов, неба); твердые кусочки пищи можно «перекатывать» из одной щеки в другую, присасывать к небу, глотать физиологичным способом, а именно через «точку покоя» в артикуляционном аппарате.
5. Если малыш не любит есть твердую пищу, то несмотря на это надо приучать давать пробовать жевать сначала любимые продукты (как правило это фрукты), постепенно расширяя границы гастрономических пристрастий.
6. Учите громко-тихо петь под различные детские песенки -потешки, для развития модулированности голоса , а так же ритмо-мелодической стороны речи; учите отхлапывать ритмичную музыку.
7. Читайте книги!Этот навык формируется постепенно. Вводите « ритуальное чтение» перед сном,читая малышу простые сказки с серией повторяющихся историй: «Репка» ,«Три медведя» и т. п. Эти кумулятивные (цепочные) сказки основываются на повторах и характерной рифме, позволяющей без страха ошибки рассказать сказку самостоятельно малышом. Пересказывайте сказки. Задавая наводящие вопросы, с учетом речевых возможностей ребенка.
8. Развивайте координацию движений; делайте зарядку;гимнастику для крупной и мелкой моторики.
9. Танцуйте с ребенком, качайтесь на качелях, катайтесь с горок, учите кататься на велосипеде, роликах, коньках; играть с мячом: ловить -кидать его. Развивайте ловкость и координацию движений. Все это активизирует межполушарное взаимодействие,а соответственно дает толчок для активизации работы речевых зон.
10. Чаще бывайте с ребенком на различных концертах, выставках, в поездках: все это активизирует эмоциональное состояние малыша, давая толчок на вербализацию (речь). Одновременно не перегружая физически и эмоционально, стараясь придерживаться режима дня своего малыша.

Читать еще:  Лечение ребенка по комаровскому от гриппа и простуды аскорбиновая кислота

В случае посещений логопедических занятий родители должны принимать активное участие в коррекционно-развивающей работе, являться преемниками в работе с логопедом.

К сожалению, очень часто, задержка речевого развития ведет к вторичной задержке психического развития, что является фактором не успешности ребенка в младшем и старшем дошкольном возрасте, и как следствии трудностями при овладении образовательными программами в школьный период.

Предупреждение и преодоление задержки речевого развития ребенка довольно долгий процесс, но чем раньше будет начата работа по развитию речевых возможностей ребенка, тем эффективнее будут результаты в виде чистой речи вашего малыша.

Запись на консультацию к логопеду (391) 200-50-03

Задать вопрос

Когда обратиться к специалисту?

Диагноз ЗРР устанавливается по данным динамического наблюдения. Родителям стоит внимательно отслеживать развитие речи ребенка, чтобы иметь возможност своевременно скоректировать отставание.

Следует обратиться за профессиональной помощью в случае, если ваш ребенок:

  • Не реагирует на звук или речь – в возрасте 1 года
  • Не пытается повторить слова и не выполняет на слух простое задание – в 1,5 года
  • Не произносит отдельные самостоятельные слова – в возрасте 2 лет
  • Не способен составлять простые фразы из слов – в 2,5 года
  • Говорит лишь готовыми (из книг, мультиков) фразами, а не своими– в 3 года

При обнаружении таких отклоненийнужно обязательно обратиться к специалистам – логопеду, детским неврологу и психологу, они смогут точно установить, стоит ли беспокоиться и есть ли у ребенка диагноз ЗРР. В нашем центре можно посетить всех нужных специалистов для определения причины, симптомов и лечения ЗРР.

При своевременной постановке диагноза (до двух лет) комплексное лечение в большинстве случаев позволяет добиться очень хороших результатов.

В некоторых случаях с целью восстановить речь может быть назначена и лекарственная терапия. Добиться положительного эффекта позволяет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Такие процедуры нормализуют работу центров головного мозга, отвечающих за дикцию, речевую активность, словарный запас и интеллектуальные способности.

Не забывайте, что все процедуры и медицинские препараты должны и могут использоваться только по назначению врача.

Задержка речевого развития у ребёнка: терапия

Что касается педагогической коррекции, то учитель/дефектолог исправляет и делает менее заметными проблемы с речью, а также помогает предупредить возникновение сопутствующих отклонений и трудностей.

«Необходимо активно внедрять в режим дня ребёнка активные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, помогающие следить за своей координацией. Нельзя забывать и о музыке – чаще спрашивайте: «А какой это инструмент?», «Про кого песенка?». Помимо постепенного пополнения словарного запаса, кроха со временем научится концентрировать внимание, слышать ритм и двигаться вместе с ним, улавливать интонацию и подражать ей.

Самое важное в занятиях – их системность. В возрасте трёх лет достаточно посещать дефектолога раз в неделю – это при условии, что родители готовы активно заниматься с ним дома. В 4-5 лет – гораздо чаще. И это только один специалист (я всё-таки настаиваю на комплексном лечении)».

Ольга Бадуленко, детский врач-невропатолог

Не менее важна и домашняя работа с родителями, направленная на развитие лицевых мышц, подвижности языка и слухового аппарата. К полезным упражнениям относят песенки, сказки, скороговорки, пальчиковые игры, массаж, гимнастику, звукоподражание. И самое простое и очевидное – больше разговоров, вовлечение в диалог.

Читать еще:  Ночной энурез у ребенка 7 лет лечение и причины

Задержка речевого развития у ребёнка: причины, диагностика и лечение

Лечение задержки речевого развития

Лечение задержке речевого развития это непростая задача, которая из практики нередко требует сочетанной помощи нескольких разных специалистов.

Помощь детям при задержке речевого развития (ЗРР) с позиции остеопатии является одним из основных направлений нашей клиник и .

В этой статье Вы узнаете:

  • Признаки ЗРР
  • Отличие задержки в развитии речевых навыков от задержки психоэмоционального развития
  • Причины развития этих нарушений
  • Кто из специалистов нужен для помощи ребенку

Если у Вас возникнут вопросы Вы можете задать их через раздел на нашем сайте.

задержка развития речи

Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание ребенка в развитии речевой и связанных с ней сфер по сравнению со сверстниками. Однако не всегда простое сравнение дает полноценную картину, так как темпы формирования навыков общения весьма индивидуальны. Задержка развития речи у ребенка двух лет диагностируется врачом-неврологом на основании представления о стандартном уровне психоэмоционального развития в каждом возрасте.

Однако, заподозрить отставание речевого развития можно и самостоятельно.

Особенно если имеются сложности в восприятии малышом речи и действий взрослых, что может являться признаком задержки психоэмоционального развития, которое так же часто сопровождается задержкой развития речи у детей 2-3 лет.

Виды задержки речевого развития

ЗРР принято разделять на два типа:

  • темповая задержка речевого развития и
  • задержка речевого и психического развития.

Темповая задержка это когда присутствует только нарушение функции воспроизведения речи без отставания в формировании прочих высших психических функций (память, внимание, интеллект и так далее).

В быту это означает, что ребенок с темповой задержкой играет в игры, соответствующие его возрасту и со своими сверстниками, понимает назначение предметов обихода, но не произносит слова или плохо понимает словесные просьбы. Такая задержка речи у детей 2-3 лет уже достаточно очевидна и видна родителям.

Задержка психо-речевого развития означает, что ребенок помимо речевого компонента отстает и в других сферах развития.

Например, не интересуется игрушками для соответствующего возраста, не приобретает навыки ухода за собой (не приучается к горшку, сам не пытается одеваться), не старается повторять действия взрослых, не учится сложным эмоциям (не стесняется, ведет себя независимо от обстановки).

Причины развития задержки речи

Гипоксия головного мозга при рождении:

В случае гипоксии возникает повреждение участков головного мозга, отвечающих за речь, в которых медленнее образуются межклеточные связи и нарушается деятельность центральной нервной системы.

Работу поврежденных структур берут на себя другие нервные центры, однако, поскольку они изначально не приспособлены для выполнения этих функций, развитие идет медленнее, чем обычно и не всегда полноценно.

Последствия родовой травмы:

Возникает либо непосредственное повреждение вещества мозга, это чаще происходит при грубых травмах (травматические кровоизлияния, переломы черепа) ; или хроническое опосредованное за счёт сдавления структур мозга костями черепа при не грубых травмах (быстрые роды, стимулирование родов, переношенность).

Здесь нужно пояснить, что череп состоит из множества костей, которые соединены между собой. Места соединений называются швами. Швы черепа имеют микроподвижность поскольку в них находится прослойка соединительной или хрящевой ткани. Внутри к костям черепа прикрепляются оболочки которые окружают головной мозг, в местах прикрепления они образуют каналы для венозной крови — синусы головного мозга.

В результате травмы происходит изменение в микроподвижности и положении костных структур черепа в области швов, а также изменение пластичности самой костной ткани и перенатяжение оболочек мозга.

Эти нарушения затрудняют венозный отток и приводят к процессам нарушения метаболизма и тканевой подвижности мозговых структур, в результате чего происходит сбой в в работе нервных клеток (нейронов) коры мозга, отвечающих в том числе за функцию речи.

Редкие причины задержек развития:

Наследственные заболевания и пороки развития головного мозга, эпилепсия, инфекционное поражение мозга, обменные заболевания, соматические причины (ребенок часто и тяжело болеет, алиментарный дефицит).

Лечение задержки речевого развития

Что делать если у ребенка задержка речевого развития?

Для того чтобы точно понять причину задержки нужен осмотр нескольких специалистов, к которым относятся невролог, врач-остеопат, логопед, детский нейропсихолог. Во многих случаях именно такой набор специалистов способен наиболее эффективно провести лечение зрр у детей.

Читать еще:  Синусит у ребенка симптомы и лечение доктор комаровский

Невролог для постановки диагноза ЗРР и при необходимости назначения дополнительных методов обследования и медикаментозного лечения. Врач-остеопат для проведения коррекции методами мануального лечения. Логопед и нейропсихолог для тренировки и помощи в формировании навыка.

Остеопатия относительно недавно вошла в перечень клинических врачебных специальностей, как высшая степень подготовки врача мануального профиля. И здесь нужно пояснить, что остеопатия для детей с задержкой речевого развития в первую очередь занимается диагностикой и лечением задержек, возникших по причинам травмы и гипоксии.

Несмотря на то, что и травма, и гипоксия при рождении уже свершившийся факт, лечению подлежат длительно сохраняющиеся последствия, которые мешают работе мозга и полноценному развитию малыша. Для улучшения работы поврежденных нехваткой кислорода структур очень важен правильный кровоток и ликвородинамика, поскольку испытавшие гипоксию структуры становятся более чувствительными к дефициту кислорода и поступлению питательных веществ.

Наиболее часто встречающиеся остеопатические нарушения при ЗРР

При остеопатическим осмотре у детей с ЗРР на приёме мы чаще всего диагностируем следующие нарушения:

  • нарушение положения анатомических структур и подвижности шейного отдела позвоночника, что отражается на кровотоке по сосудам, которые питают головной мозг, в результате чего нервные центры недополучают достаточного количества кислорода и жизненноважных веществ в полном объеме. Что может происходить в течение длительного времени;
  • сжатие и изменение пластичности области швов, костей и внутренних структур черепа.

При наличии таких изменений, речевые навыки, связанные с развитием высшей нервной деятельности, формируются с нарушениями и в течение более длительного времени.

Остеопатическая коррекция зон тканевого конфликта, возникших вследствие травмы или гипоксии, позволяет в значительной мере улучшить функциональность кровеносной, ликвородинамической и нервной систем, что необходимо для нормальной работы клеток головного мозга, в том числе центра функции речи. Также остеопатическое воздействие направлено на мышцы языка и структуры гортани, нормализация функции которых играет немаловажную роль в лечении задержки речевого развития.

В нашей клинике мы проводим лечение ЗРР у детей в Москве с позиции остеопатии и детской неврологии. По сути путём мягкого и точного мануального воздействия иногда подкреплённого фармакологическим лечением мы даём возможность нервной системе ребенка запустить процесс и нормально работать. Нередко после приёма ребенок начинает активно стараться говорить. И здесь уже бывает нужна помощь в формировании навыка. Помощь нейро-психолога и логопеда. В этом плане мы сотрудничаем с Детским Центром Нейропсихологии и Психологии. И при необходимости можем направить ребенка к данным специалистам.

Из нашей врачебной практики сочетанное лечение задержки речевого развития у детей методами остеопатии, неврологии и нейропсихологии является наиболее правильным и эффективными.

Мы всегда рады оказать квалифицированную помощь Вам и Вашим близким! СОКЛИНИКА — Семейная Остеопатическая клиника. Клиническая база кафедры Остеопатии СЗГМУ им. Мечникова

Лечение

Чтобы полностью избавиться от проблемы, необходимо по итогам диагностики учесть индивидуальные особенности организма. И, разумеется, составить комплексную программу лечения, включающую все необходимые мероприятия:

  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • электромагнитным полем крайне высокой частоты (КВЧ);
  • биологическая обратная связь (БОС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные логопедические массажи;
  • индивидуальная работа с логопедом;
  • творчество.

Прием ноотропных средств прописывают в случае необходимости, однако комплексное лечение поможет от этого отказаться.

Устройство для лечения здержки речи БОС

Лучше всего задержка речевого развития лечится в раннем возрасте, не позднее 2-3 лет, однако и в 5-6 высоки шансы довести малыша до нормы, исправить недостаток, если определить, что делать.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector